Конспект развивающего занятия по психологии для учащихся начальных классов. План-конспект открытого урока по психологии в начальной школе Наш удивительный мир эмоций Уроки психологии в начальной школе по фгос

Урок психологии во 2 классе

Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:

сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”)
сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”)
дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”)
предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”)

Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.

Тема. Я учусь запоминать

Цель . Показать разные способы запоминания.

Мотивировать детей на тренировку своей памяти

Оборудование.

таблицы Шульте
конверты с буквами
наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)

Ход урока. Беседа с детьми. Настрой на работу.

Кому нравится погода сегодня?

Кто с желанием шел сегодня в школу?

Откройте тетради, запишите число, нарисуйте свое настроение.

Я объявляю тему “Я учусь запоминать!”

А нужно ли это? Зачем?

Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на уроке.

Подготовим наш мозг к работе.

Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.

Выполняем упражнения на развитие внимания.

работа с таблицами Шульте

игра “Пишущая машинка”

(на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание)

“Вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)

Развиваем мышление. Прежде чем запоминать, нужно подумать. Учимся группировать. (У детей конверты с буквами) (Рисунок 1). Сгруппируйте буквы.

по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные

Учимся запоминать

На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего урока).

меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо
9,10 слов – отлично

Как результат?

Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.

3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.

Как запоминали?

Физминутка. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти. (Рисунок 2)

Еще один способ запоминания. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.

После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.

Развиваем зрительную память. Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. (Рисунок 3) Посмотрите на эту вазу (Рисунок 4), запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится. Узнали? Молодцы!

Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы (Рисунок 5). Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.

План-конспект

лекционного занятия

на тему: «Психология личности»

Подготовил и провел:

Студент группы ПП

Факультета педагогики и психологии

Руководитель-методист:

Тирасполь 2013

План занятия

Тема: Психология личности

Цели занятия:

Образовательная цель : усвоение понятий личность, самооценка, притязания личности, психологические особенности волевой регуляции поведения, систематизировать знание по теме;

Воспитательная цель : способность развитию творческой активности.

Развивающая цель : способствовать формированию понятий о психологических особенностях личности.

Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы

Методы обучения: словесный (рассказ - объяснение); практический (упражнения)

Структура:

1. Организационная часть (2-3мин.)

2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.)

3.Сообщение новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности . Изучение нового материала (40-48 мин.)

4. Закрепление нового материала мин.)

5.Задание на дом(3-5 мин.)

6. Подведение итогов (3-5 мин.)

Список литературы :

1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап

1.1 Приветствие

1.2 Отметка отсутствующих

1.3 Назначение дежурных

II. Изложение нового материала

Актуализация знаний

На прошлых занятиях мы говорили с вами о понятиях психологической науки. Тема сегодняшнего занятия связана с понятием «личность» и является актуальной для психологии.

Запишите тему и план занятия.

Тема: «Психология личности».

1. Понятие «личность»

2. Самооценка

3. Притязания личности

4. Волевая регуляция поведения

1.Понятие «личность»

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие - понятие "человек" - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек - единичное природное существо, индивид.

Индивид - конкретный человек как представитель рода "homo sapiens", носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии "личность" на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера - направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Но для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей; знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. д. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Развитие личности - формирование системы ее социально положительных качеств - требует определенных общественных предпосылок, социального запроса. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленное™ себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я"-концепции личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

2. Самооценка

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» .

«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

3) поведенческий - особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т. е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если

перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля - хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь - плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы

постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее

психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.

Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы - ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым

уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = ____Успех______

Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т. п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие?

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

3. Притязания личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.

Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку.

Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности.

4. Волевая регуляция поведения и деятельности

Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, на­правленной на его преобразование в ходе удовлетворения сво­их личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.

Деятельность человека-это система связанных воедино и вытекающих одно из другого дейст­вий, в которых решаются частные задачи. Дей­ствия направлены на получение результата, ко­торый мыслится или представляется как желательный, как цель того, что делает человек. Так, при посадке молодой яб­лони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вби­вая в центр ямы кол, расправляя корни спущенного туда ра­стения, привязывая его и т. д., работающий человек, осущест­вляя свою цель, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей и представлений и осуще­ствляется, реализуется посредством движений, определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При вы­полнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточен­ное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Вместе с тем по ходу действий пере­живаются те или иные чувства: неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и удовольствия от успешного удовлетворения испытываемых нужд, чувства трудового подъе­ма и утомления, а также радости от самого труда.

В отличие от непроизвольного действия, непосредственно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, предна­меренное действие реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей и т. д.), т. е. опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инст­рукциями, вспоминает наставления мастера производственного обучения и т. д., таким образом еще до осуществления дея тельности обеспечивает ее построение в своем сознании, и только после этого действует.

Преднамеренное действие осуществляется с помощью само­регуляции. Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, ко­торую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реаль­но полученных результатов действия; наконец, принятие реше­ния о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрос­лым в процессе совместной деятельности и общения с ребен­ком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами конт­ролировать действие.

Преднамеренность действия предполагает принятие челове­ком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности.

В структуре деятельности преднамеренные действия обра­зуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставлен­ная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. “Чем более... - писал Ф. Энгельс - люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направлен­ных на достижение определенных, заранее намеченных целей”. Они могут совершаться и не обнаруживаясь внешним образом:

при продумывании учеником плана сочинения, при повторении материала про себя и т. д.

Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные приз­наки преднамеренного действия, включает в качестве необхо­димого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадле­жать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с пре­одолением трудностей или нет.

Волевые действия могут различаться по сложности. Так, школьник, впервые делая попытку на уроке физкультуры со­вершить опорный прыжок, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением и ушибом. Подобные воле­вые действия называются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Молодой человек, приняв реше­ние освоить сложную производственную деятельность, преодолевает ряд внутренних и внешних препятствий и трудностей и осуществляет свой замысел. В свою очередь, сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности челове­ка, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те или иные волевые качества человека, проявляется воля.

Воля-это сознательная организация и саморе­гуляция человеком своей деятельности и пове­дения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля- это особая форма активности личности, особый вид организа­ции ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладева­ющего законами природы и таким образом получающего воз­можность изменять ее в соответствии со своими потребностями. К. Маркс писал: “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...”".

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функ­ций-побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью чело­века. В отличие от реактивности, когда действие обусловлива­ется предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачи­вается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая сос­тояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося не­преднамеренностью, активность характеризуется произволь­ностью, т. е. обусловленностью действия сознательно постав­ленной целью. Активность может и не быть вызвана требова­ниями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требо­ваний ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Заключительный этап

1. Контроль усвоения новой темы и закрепление новых знаний:

v Что мы имеем в виду под понятием «личность»?

v Что такое самооценка, от чего она зависит?

v Какие компоненты можно выделить в образе «Я»?

v Что понимается под притязаниями личности?

v С помощью чего осуществляется регуляция поведения?

2. Практическое.

v Тест «Самооценки личности»

3. Оценка знаний

4. Домашнее задание: изучить конспект по теме, выписать в словарь определения понятий.

Список литературы :

1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.

2. Общая психология / - СПб.: Питер, 2001.

3. Психология. Учебник. / Под реакцией. –М.: ПБОЮЛ, 2001.

4. Рогов человека. – М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЕРБАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Шкалы: уровень самооценки

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Если у вас выявился высокий уровень самооценки, вы довольно свободно можете выбрать профессию бизнесмена.

При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так.

Ну, а что делать, если у вас низкая самооценка ? Прежде всего необходимо уяснить для себя, что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.

Инструкция к тесту

По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

ТЕСТ

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме:

«очень часто» – 4 балла,
«часто» – 3,
«редко» – 2,
«никогда» – 0.

Интерпретация результатов теста

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов – уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

ИСТОЧНИКИ

Вербальная диагностика самооценки личности / , Мануйлов -психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.48-49



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данное занятие проводится в рамках программы развивающих занятий по психологии для четвёртых классов “Путешествия Маленького Принца”. На этих занятиях учащиеся знакомятся с понятиями общей психологии, такими как внимание, память, воображение и мышление. При разработке занятий использовалась сказка, педагога-психолога М.Уколовой “Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну Психику”, опубликованная в газете “Школьный психолог” №14 за 2008 год. Предложенная сказка вызвала большой интерес у учащихся, но “Путешествия Маленького Принца” уже были разработаны и знакомы детям с первого по третий класс и расставаться с полюбившимся героем они не хотели, поэтому главные герои поменяли свои имена (приношу свои извинения за это автору). Занятия по данной программе проводятся педагогом-психологом, представленное здесь занятие рассчитано на два часа.

Цель: дать определение мышлению, как одному из психических процессов.

Познакомить учащихся с мыслительными операциями;

Развивать умение работать в малой группе;

Помочь учащимся усвоить понятие “способности” и осознать свою уникальность.

Ход занятия

“…Наконец впереди показались горы.

Что это? – спросил Маленький Принц у Мудрой Совы.

Это горы Мышления. Вот видишь не высокую гору – это Наглядно-действенное Мышление, её мы начинаем преодолевать ещё совсем маленькими, когда не умеем представлять себе образы предметов, не умеем говорить, а значит и мыслить словами. Предметы, которые попадались к нам на глаза, мы исследовали с помощью органов чувств. Мы хватали их руками, трясли, ломали и разбирали на части, сваливали в кучу, разбрасывали, что-то пытались построить, то есть действовали. Не видя предмета и не действуя с ним, мы ничего не могли о нём узнать”.

  • Когда мы используем наглядно-действенное мышление сейчас, в школе, дома?
  • В каких профессиях может использоваться наглядно-действенное мышление?

“…Вторая гора повыше. Она называется Наглядно-образное Мышление. Эту гору мы преодолеваем, когда немного подрастаем. Теперь нам не обязательно брать предметы в руки, чтобы что-то узнать о них. Достаточно рассмотреть его или представить себе образ этого предмета. Наглядно-образное Мышление помогает дошкольникам и первоклассникам решать простые задачи на сложение и вычитание, опираясь на рисунки”.

Вопрос: Где мы ещё пользуемся наглядно-образным мышлением?

“… Третья гора самая высокая. Это Словесно-логическое Мышление. На ней зарождается река Речь. В школе этот вид Мышления является самым главным. Поступая в первый класс, мы не только умеем мыслить образами, но и владеем многими отвлечёнными понятиями, которые можем выражать словами, умеем рассуждать, объяснять, делать выводы. Но до вершины этой горы нам ещё далеко.

Давай зайдём в гости к мышлению, - предложила Мудрая Сова Маленькому Принцу”.

Наши герои вошли во дворец. Мышление встретило их очень любезно и предложило познакомиться со своими помощниками Мыслительными Операциями.

Я Анализ, - представился первый богатырь. – Моя задача состоит в том, чтобы разделять целое на части. А мой друг Синтез, составляет из частей единое целое. Чтобы понять, как это происходит, выполните наши задания.

Учащиеся садятся в малые группы, и выполняют задания, соревнуясь друг с другом.

Составьте новое слово, взяв по одному слогу из представленных на слайде слов.

Подвал

Составьте как можно больше слов из букв этого слова:

(Если презентация показывается на SMART доске, то ответы детей записываются на слайде )

В этом задании необходимо переставив буквы, составить новые слова.

С нашими заданиями вы справились. Теперь очередь Обобщения.

Меня зовут Обобщение. Я объединяю предметы и явления в группы по существенным признакам и владею общими понятиями.

Моё задание такое: подберите общее название к каждой группе слов:

1) стол, диван, табурет;

2) собака, баран, свинья;

3) ромашка, василёк, колокольчик;

4) кларнет, скрипка, баян;

5) врач, инженер, механизатор;

6) треугольник, ромб, круг.

А в этом задании в каждой группе найдите одно лишнее:

1) гусь, курица, собака, индюк;

2) капуста, яблоко, фасоль, огурец;

3) шкаф, пальто, платье, брюки;

4) шапка, ботинки, шляпа, кепка;

5) Москва, Франция, Лондон, Париж.

В перёд вышла помощница Мышления и представилась:

Меня зовут Классификация. Я распределяю имеющиеся в распоряжении Мышления предметы и явления на группы в соответствии с их общими признаками.

Слайд 11

Распределите, пожалуйста, на две группы эти слова:

Кот, медведь, лиса, лошадь, собака, корова, волк, тигр, овца, лось.

Слайд 12

А это задание потруднее будет. Разделите на группы слова:

Апельсин, кровать, девочка, слон, этажерка, обезьяна, мандарин, мужчина, стол, лягушка, груша, женщина, бабочка, кресло, персик, мальчик.

Меня зовут Абстрагирование, - представился ещё один помощник. – Я выделяю общие важные признаки и свойства предметов и явлений, отвлекаюсь от остальных, признаков, которые мне не нужны, и рассматриваю выделенный признак отдельно. В этом мне помогает Анализ.

Слайд 14

Моё задание следующее: выделите общие признаки следующих объектов:

1) Кинжал, нож, ножницы.

2) Мороженое, лёд, снег.

3) Мяч, апельсин, луна.

4) Вода, молоко, керосин.

5) Уголь, бензин, дерево.

Слайд 15

А меня зовут Конкретизация, - сказала девушка помощница вышедшая вперёд. – Моё дело – возвращать мысли от абстрактных понятий к конкретным образам. Я помогаю приводить примеры к правилам. И во время этого путешествия я помогаю вам. Ведь легче понять конкретное, чем абстрактное.

Слайд 16

А это моё задание: назовите три предмета, относящиеся к понятиям.

1) Животные Африки.

2) Культурные растения.

3) Арифметические действия.

4) Познавательные процессы.

Последним вышло Сравнение.

Я устанавливаю сходства и различия, имеющиеся между предметами и явлениями. У меня есть твёрдые правила:

1. Если я сравниваю между собой не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, я выбираю признаки, которые свойственны всем предметам, относящимся к этому понятию. Например, если я ищу сходства и различия между собакой и кошкой вообще, я не стану говорить, что собака чёрная, а кошка рыжая.

2. Сходства и различия я ищу только по одинаковым признакам. К примеру: мяч круглый, а кирпич прямоугольный. То есть сравниваю мяч и кирпич по форме. Но нельзя сравнивать “Мяч круглый, а из кирпичей строят дома”. Ведь форма предмета и назначение предмета – это разные признаки, и по ним не может быть сравнения.

Моё задание такое, соблюдая мои правила, найдите сходства и различия между:

1) Собакой и белкой.

2) Карандашом и ручкой.

3) Помидором и солнцем.

Вот вы и познакомились с моими помощниками. А теперь подумайте над моими вопросами:

Что такое способности?

Какие бывают способности?

Для чего они нужны человеку?

Какие способности должны быть у хорошего врача, учителя, ученика?

Вывод: У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди ничего о них не знают, либо знают, но не используют их.

Какие способности помогают Мышлению? (Умственные )

Умственные способности можно развивать.

Игра “Кто больше?”. Соревнование между группами, кто больше назовёт в которых последняя буква н .

Литература

  1. Уколова М. Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну Психику. Газета “Школьный психолог”, №14/2008 г.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа. – М., 2009 г.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 4»

Конспект занятия по психологии

«Скажи себе сам»

7 класс

Ф.И.О.: Артемова Светлана Александровна

Место работы: МКС(К)ОУ «Школа № 4»,

Должность : педагог-психолог

Цель занятия: создать благоприятные условия в разных группах для конструктивного взаимодействия друг с другом, по днять эмоциональный тонус учащихся.

Задачи:

Формировать у детей стремление понимать окружающих, убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать друг с другом;

Развивать коммуникативные способности.

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

Дети входят в класс под музыку, образуют круг.

Ритуал приветствия .

Держась за плечи друг друга, каждый шёпотом говорит своему соседу слева на ушко слова приветствия. Затем улыбаются друг другу.

2 этап. Мотивационный.

Психолог: Я знаю, что вы л юбите играть, но не всегда ваша совместная деятельность получается дружной и интересной. Как вы думаете, для чего мы собрались сегодня все вместе?

«Собери картинку»

Из частей ребята вместе собирают картинку, которая поможет им ответить на вопрос.

Рисунок 1

http://i022.radikal.ru/1205/ca/134186259ea0.jpg

Упражнение «Я»

Учащиеся рассматривают «портрет» и вслух читают: «Я сплетничаю, Я дразнюсь» и т.д.

Рисунок № 2

Психолог: Здесь, собравшись вместе, мы попро буем быть внимательными друг к другу и весело проводить время. Думаю, что после таких встреч вы сможете поладить со многими детьми и приятно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. А занятие я назвала так: «Скажи себе сам».

3 этап. Практический.

Психолог: Для начала я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми правилами, которые должны соблюдать и стараться не нарушать. Дети зачитывают правила, которые записаны на доске:

Будь приветлив со всеми, ведь доброе слово, что ясный день. Не забывай благодарить за слово ласковое и дело доброе.

Не ищи виноватого. Это снимает любое напряжение.

Не забывай, что чувство юмора укрепляет взаимопонимание, выглядит привлекательным и сохраняет добрые отношения с людьми.

Упражнение «Я не… »

Упражнение выполня ется аналогично ранее выполненному упражнению «Я» только с добавлением частицы «не». Пусть каждый скажет себе сам. Дети читают вполголоса.

Рисунок № 3

Психолог: Мы все общаемся с разными людьми. От того, как мы общаемся, зависит наше личное благополучи е и в определённой степени благополучие других людей. Вот теперь настало время понять, что мешает ещё вашему дружескому благоприятному общению .

Конфликты. Можно ли вообще прожить без конфликтов? Вспомните как вы ведёте себя при возникновении конфликта (ответы детей). Любое разногласие может привести к конфликтной ситуации. А можно конфликт решить мирным путём? (если мы готовы пойти друг другу на уступки, умение выслушать другого и понять).

Упражнение «Клятва»

Психолог прикрепляет к магнитной доске ответы детей.

Психолог: Мы для мира рождены! Наша дружба навсегда.

Старой клятве мы верн ы.

Дети: Да, да, да, конечно, да!

Психолог: Встанем все до одного , (жестом руки показать, чтобы дети встали)

Скажем мы на склоне лет:

Дети: Крепче дружбы ничего

Нет, нет, нет, конечно, нет!

Психолог: - Что такое критика? (Предлагаю ребятам вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.)

Это ещё одна из причин ваших ссор и разногласий. В каких случаях и зачем люди критикуют друг друга? (Обратить внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением.) Охотнее мы критикуем других и к сожалению не умеем критично относиться по отношению к себе самому.

Упражнение «Презентация индивидуальности»

Дети по очереди называю т свои имена, а так же свои личностные качества: одно из которых помогает, другое – мешает в жизни.

Релаксация « Моё имя»

Звучит спокойная музыка.

Психолог: Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите своё имя. А теперь назовите себя ласково. А теперь так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши.

Игра «Рука к руке»

Под шуточную музыку дети свободно двигаются по классу. Психолог произносит команду: «Рука к руке!» - и все участники игры должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнёра – становится водящим. Игра продолжается командами: спина к спине, нога к ноге, нос к носу, хвост к хвосту.

Психолог: Подведём некоторые итоги. Поможет нам в этом волшебный цветок. (Звучит песня о волшебном цветке В. Шаинского) У каждого из вас пять лепест ков, которым вы можете сказать «быть по-моему вели». Самое своё сильное желание вы можете написать па первом лепестке – жёлтом , положив в этот большой конверт. (У психолога на столе лежит конверт. Это своеобразная методика, которая поможет осмыслить жизнен ные ориентации детей, чтобы продуманно корректировать их направленность и осмыслить акцент последующих занятий.)

У вас осталось четыре лепестка. И мы попробуем с их помощью принести себе пользу и другим. Согласны? Возьмите четвёртый лепесток – голубой . Подумайте, умеете ли вы чувствовать состояние другого человека. Получается ли у вас почувствовать состояние ваших товарищей? Кому бы вы подарили свой лепесток с пожеланием исполнения важного для него желания, изменения плохого настроения. Положите лепесток с теми же словами на парту тому, кому они предназначены.

Приступим к следующему лепестку – красный . Подумайте, что за этот период в вашем общении с другими чего было больше – радости или обид? А лепесток вы положите тому, кому бы вам хотелось особенно пожелать, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Подарите лепесток с теми же словами исполнения желания.

Отрываем оранжевый лепесток. Это лепесток добра и терпения. Подарите его тем, кто в них с вашей точки зрения особенно нуждается. И не забудьте волшеб ные слова. Представить слов для высказывания?

Остался последний лепесток – зелёный – умение простить. Подарите его тому, перед кем вы особенно чувствуете свою вину и попросите у него прощения. Кто бы хотел выразить своё прощение?

Как вам кажется, ребята, что произошло сегодня на занятии благодаря волшебному цветку?

Мы смогли понять, почувствовать важные основы наших взаимоотношений, увидеть общую картину жизни нашей группы и заглянуть в самих себя. Считаете ли вы это важным? Посмотрите внимательно на лепестки, лежащие у вас на партах. Они говорят вам о вас. У кого оказалось много таких лепестков? Вы почувствовали, как ваши товарищи от души желали исполниться волшебству? Разложите лепестки. Есть что сказать самому себе? Есть над чем задуматься?

Давайте хорошо относиться к друг другу. Только при этом условии можно быть всегда искренним, приветливым, доброжелательным. И нам не придётся заставлять себя следовать правилам этикета, это получится естественно, само собой, а манеры наши станут непринуждёнными и приятными.

Упражнение «Доскажи словечко»

Психолог: А дорога в даль несётся,

Вот за тучу скрылось солнце.

Снова молнии сверкают вокруг!

Жизнь пугает нас напрасно,

Человеку всё подвластно,

Если рядом…

Дети: Друг.

Рефлексия.

Упражнение – расслабление «Связующая н ить»

Дети стоят в кругу. У психолога в руках клубок ниток, который передаёт, оставив нить в руках. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели, хотят пожелать другим. Когда клубок возвратится обратно, все закрывают глаза, предварит ельно натянув нить. Дыхание становится тихим и плавным. Дети представляют что они одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Ритуал прощания

Дети благодарят друг друга, прощаются с каждым, назвав его ласковым именем.

Психолог: Спасибо за за нятие. До новых встреч!

Список использованной литературы:

    Т.Н. Образцова. Психологические игры для детей. - Издательство: ИКТЦ Лада, 2005,

    Шемшурина А.И. / Азбука вечных истин: методические разработки занятий. / Занятие № 7. Скажи себе сам. // Этическое воспитание, № 3, 2003.