Византийская империя и восточно христианский мир. Разделение на Восточную и Западную Римские империи

Подробное решение параграф § 4 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013

ВОПРОСЫ

1. В чем выражалось влияние античного наследия на историю и культуру Византии?

Влияние античного наследия на Византию выражалось в использовании римских традиций при украшении городов (например, Константинополь), развлечениях жителей Византии (ипподром, театральные зрелища и др.). Византийские ученые изучали и переписывали произведения древних авторов, многие из которых благодаря этому дошли до наших дней. Образцом для византийцев были произведения знаменитых историков древности. Их примеру следовал Прокопий Кесарийский (VI в.), написавший «Историю войн Юстиниана с персами, вандалами и готами».

2. Какова была роль императорской власти и православной церкви в жизни византийцев?

Византийцы полагали, что сам Бог вручил императору высшую власть над подданными, и именно поэтому правитель ответствен перед Господом за их судьбы. Император обладал почти неограниченной властью: он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей.

Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть, но и на светскую власть. На востоке же Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но императора венчал на царство патриарх – в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство.

3. В чем состояло отличие восточного и западного христианских миров?

Отличиями между восточным и западным христианскими мирами было: в Византии власть императора не была ограничена, отсутствовала феодальная раздробленность и не стоял вопрос централизации государства, медленнее шел процесс закрепощения крестьян, не сложилось городского самоуправления, городское население так и не сумело добиться признания государством своих прав и отстоять привилегии подобно горожанам Западной Европы. В Византии не было сильной церковной власти, которая могла претендовать на светскую власть, как это было с Папой Римским.

4. Как складывались отношения между Византией и славянами?

Византийское наследие сыграло ключевую роль в складывании государственности и культуры славянских государств, прежде всего русского государства. Из Византии пришли политическая организация, церковные обряды и служба, книжная культура и письменность, архитектурные традиции и прочее.

ЗАДАНИЯ

1. Составьте рассказ о культуре Византии.

Византия существовала с 395 по 1453 г. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г.-до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350–407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532–537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв., когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

2. В одном из своих указов Юстиниан I требовал: «...Любой ценой прекрати незаконное покровительство, которое имеет место, как мы об этом узнали, в наших провинциях. Не позволяй никому эксплуатировать другого, присваивать себе земли, которые ему не принадлежат, обещать покровительство тем, кто претерпел ущерб, использовать свою власть для уничтожения государства».

Против кого был направлен указ императора? Почему речь идет об ущербе делам государства?

Я думаю, что данный указ был направлен против вельмож, которые превышали свои полномочия, пытались захватить земли и единолично руководить ими, что подрывало единство государства.

3. Используя карту № 4 (стр. IV), назовите территории, входившие в состав Византийской империи в середине IX в. Какие земли были присоединены к империи в X - первой четверти XI в.?

В середине IX территория Византийской империи сократилась до пределов Балканского полуострова и Малой Азии.

В Х – первой четверти XI Византия завоевала Болгарию, часть Армении и юг Италии.

Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень Волобуев Олег Владимирович

§ 9. Византийская империя и восточнохристианский мир

Территория и население

Прямой наследницей Римской империи стала Византийская (Восточная Римская) империя, просуществовавшая более 1000 лет. Ей удалось отбить вторжения варваров в V–VII вв. и ещё в течение нескольких веков оставаться самой сильной христианской державой, которую современники называли государством ромеев (римлян). Принятое в наши дни наименование Византия появилось только в конце XV в. Оно происходит от названия греческой колонии Византии, на месте которой в 330 г. римский император Константин I заложил свою новую столицу – Константинополь.

Византийская империя располагалась в восточной части Средиземноморья и в период максимального расширения границ в VI в. включала земли на трёх континентах – в Европе, Азии и Африке.

Средиземноморский климат благоприятствовал развитию земледелия и скотоводства. На территории империи добывали железо, медь, олово, серебро, золото и другие полезные ископаемые. Империя в течение длительного времени могла обеспечивать себя всем необходимым. Византия располагалась на перекрёстке важнейших торговых путей, самым знаменитым из которых был Великий шёлковый путь, протянувшийся от Константинополя до загадочного Китая на 11 тыс. км. Путь благовоний пролегал через Аравию и порты Красного моря и Персидского залива к Индии, Цейлону и островам Юго-Восточной Азии. Из Скандинавии через Восточную Европу в Византию вёл путь «из варяг в греки».

Константинополь. Средневековая миниатюра

Византийская империя превосходила остальные христианские страны по численности населения, достигавшего в раннее Средневековье 35 млн человек. Основную часть подданных императора составляли греки и те, кто говорил на греческом языке и принял эллинскую культуру. Кроме того, на обширной территории проживали славяне, сирийцы, египтяне, армяне, грузины, арабы, евреи.

Античная и христианская традиции в жизни византийцев

Византийская империя вобрала наследие как греко-римского мира, так и цивилизаций Передней Азии и Северной Африки (Междуречья, Египта, Сирии и др.), что сказалось на её государственном устройстве и культуре. Наследие Античности сохранялось в Византии значительно дольше, чем в Западной Европе. Константинополь украшали статуи античных богов и героев, любимыми зрелищами ромеев являлись конные состязания на ипподромах и театральные представления. Образцом для византийцев были произведения знаменитых историков древности. Учёные изучали и переписывали эти произведения, многие из которых благодаря этому сохранились до наших дней. Их примеру следовал Прокопий Кесарийский (VI в.), написавший «Историю войн Юстиниана с персами, вандалами и готами».

К VIII в. христианская культура превратилась в господствующую: византийская архитектура, живопись и литература прославляли деяния Бога и святых подвижников веры. Любимым литературным жанром стали жития святых и сочинения Отцов Церкви. Наиболее почитаемыми Отцами Церкви были христианские мыслители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Их сочинения и религиозная деятельность оказали большое влияние на развитие христианского богословия и церковного богослужения. Кроме того, византийцы преклонялись перед духовными подвигами отшельников и монахов.

Христос Пантократор. 1146–1151. Мозаика купола церкви Марторана. Палермо, Италия

В городах Византийской империи возводились величественные храмы. Именно здесь возник крестово-купольный тип церкви, получивший распространение во многих православных странах, в том числе и на Руси. Крестово-купольный храм делился на три части. Первая от входа часть называется притвором. Вторая часть – это середина храма. Она разделена столбами на нефы и предназначена для молитвы верующих. Третье отделение храма – самое главное – это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом – перегородкой с множеством икон.

Характерной чертой византийского искусства стало использование мозаик для украшения интерьеров и фасадов церквей. Мозаикой из ценных пород дерева выкладывали полы дворцов и храмов. Главный храм православного мира – построенный в VI в. в Константинополе собор Святой Софии (Божественной Премудрости) – украшен великолепными мозаиками и фресками.

В Византии было развито образование. Начальное образование дети состоятельных людей получали дома – к ним приглашали учителей и наставников. Византийцы со средним достатком отдавали своих детей в платные школы в городах, при церквях и монастырях. Знатные и богатые люди имели возможность учиться в высших школах Александрии, Антиохии и Константинополя. Образование включало изучение богословия, философии, астрономии, геометрии, арифметики, медицины, музыки, истории, права и других наук. Высшие школы готовили чиновников высокого ранга. Таким школам покровительствовали императоры.

Важную роль в распространении знаний и утверждении христианства играли книги. Ромеи любили читать жития (жизнеописания) святых и сочинения Отцов Церкви, которые в своих работах разъясняли сложные богословские вопросы: что такое Троица, в чём заключается божественная природа Иисуса Христа и др.

Государственная власть, общество и церковь

Государственная власть в Византийской империи сочетала черты, характерные как для античного, так и для древневосточного общества. Византийцы полагали, что сам Бог вручил императору высшую власть над подданными, и именно поэтому правитель ответствен перед Господом за их судьбы. Божественное происхождение власти подчёркивалось пышным и торжественным обрядом венчания на царство.

Император Василий II Болгаробойца. Средневековая миниатюра

Император обладал почти неограниченной властью: он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей. Высших государственных постов и даже императорского венца мог достичь человек незнатный, но энергичный, волевой, умный и талантливый. Продвижение вельможи или чиновника по службе зависело от благоволения к нему императора, от которого он получал титулы, должности, денежные и земельные пожалования. Родовая знать не обладала в Византии таким влиянием, какое имели знатные люди в Западной Европе и так и не оформилась в самостоятельное сословие.

Особенностью Византии являлось длительное сохранение мелкой, в том числе крестьянской, земельной собственности, жизнеспособность крестьянской общины. Однако, несмотря на попытки императорской власти затормозить процессы обезземеливания общинников (плативших подати государству и служивших в армии), разложения крестьянской общины и образования крупных земельных владений, в период поздней империи крестьяне всё чаще превращались в зависимых от крупных землевладельцев людей. Община сохранялась только на окраинах государства.

Купцы и ремесленники находились под бдительным контролем государства, покровительствующего их деятельности, но вместе с тем ставившего их деятельность в жёсткие рамки, облагая высокими пошлинами и осуществляя мелочный надзор. Городское население так и не сумело добиться признания государством своих прав и отстоять привилегии подобно горожанам Западной Европы.

В отличие от западнохристианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточнохристианской не существовало единого центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархии считались самостоятельными, но фактическим главой восточной церкви был константинопольский патриарх. С VII в., после потери византийцами восточных провинций в результате арабских завоеваний, он остался единственным патриархом на территории империи.

Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над светскими владыками – королями, герцогами и князьями. На востоке же отношения между светской и духовной властью были сложные. Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но императора венчал на царство патриарх – в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство.

Постепенно накапливалось всё больше противоречий между христианскими церквями на Западе и Востоке, в результате приведших к обособлению западного христианства (католицизма) от восточного (православия). Этот процесс, начавшийся ещё в VIII в., завершился в 1054 г. расколом. Византийский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Таким образом, в Средние века возникли два христианских мира – православный и католический.

Византия между Западом и Востоком

Гибель Западной Римской империи и образование на её месте варварских королевств воспринимались в Византии как явления трагические, но временные. Даже у простого народа сохранялось представление о необходимости восстановления единой Римской империи, охватывающей весь христианский мир.

Византийцы штурмуют арабскую крепость. Средневековая миниатюра

Попытка укрепить государство и возвратить утраченные земли была предпринята императором Юстинианом I (527–565). Проведя административные и военные реформы, Юстиниан упрочил внутреннее положение державы. Ему удалось присоединить к владениям империи Италию, Северную Африку, часть Пиренейского полуострова. Казалось, прежняя Римская империя возродилась как могущественная держава, контролирующая почти всё Средиземноморье.

Долгое время грозным противником Византии на востоке был Иран. Длительные и кровопролитные войны истощали обе стороны. В VII в. византийцам всё же удалось восстановить свои рубежи на востоке – были отвоеваны Сирия и Палестина.

В этот же период у Византии появился новый, ещё более опасный враг – арабы. Под их ударами империя лишилась почти всех азиатских (кроме Малой Азии) и африканских провинций. Арабы даже осадили Константинополь, но захватить его не смогли. Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить их натиск и отвоевать некоторые территории.

К XI в. Византия возродила своё могущество. Несмотря на то что её территория сократилась по сравнению с VI в. (империя контролировала Малую Азию, Балканы и юг Италии), она являлась самым крупным и мощным христианским государством того времени. В более чем 400 городах империи проживали около 1,5 млн человек. Сельское хозяйство Византии давало достаточно продукции, чтобы прокормить многочисленное население.

В начале XIII в. Византийскую империю постигла катастрофа. В 1204 г. западноевропейские рыцари – участники IV Крестового похода, направлявшиеся в Палестину для освобождения Гроба Господня от мусульман, польстились на несметные богатства ромеев. Христиане-крестоносцы разграбили и разорили Константинополь – центр православной империи. На месте Византии они создали Латинскую империю, просуществовавшую недолго – уже в 1261 г. греки вернули себе Константинополь. Однако восстановленная Византийская империя уже никогда не смогла достичь прежнего величия.

Византия и славяне

Впервые римляне столкнулись со славянами во время Великого переселения народов. Первые упоминания византийских источников о славянских племенах относятся к V–VI вв. Император Юстиниан I создал для обороны от славянских вторжений систему крепостей на дунайской границе. Однако это не остановило воинственных соседей, которые часто нападали на балканские провинции империи, грабили города и сёла, иногда достигая предместий Константинополя и уводя в плен тысячи местных жителей. В VII в. славянские племена начали селиться в пределах империи. За 100 лет они овладели 3/4 территории Балканского полуострова.

На придунайских землях, освоенных славянами, в 681 г. возникло Первое Болгарское царство, основанное возглавляемыми ханом Аспарухом тюркскими кочевниками-болгарами, пришедшими из Северного Причерноморья. Вскоре тюрки и жившие здесь славяне уже составляли единый народ. В лице сильного Болгарского государства Византия получила главного соперника на Балканах.

Битва византийцев и болгар. Средневековая миниатюра

Но отношения между двумя государствами не ограничивались только войнами. Византийцы рассчитывали, что принятие славянами христианства примирит их с империей, у которой появятся рычаги давления на своих беспокойных соседей. В 865 г. болгарский царь Борис I (852–889) принял христианство по православному обряду.

Среди византийских миссионеров, проповедовавших христианство у славян, глубокий след в истории оставили братья Кирилл и Мефодий. Чтобы облегчить понимание Священного Писания, они создали славянскую азбуку – кириллицу, которой мы пользуемся и сейчас. Принятие христианства от Византии, создание славянской письменности привели к расцвету культуры славянских народов, вошедших в число передовых в культурном отношении народов Средневековья.

Тесные политические и торгово-экономические отношения с Византийской империей поддерживало Древнерусское государство. Прямым следствием интенсивных контактов стало проникновение на Русь из Византии христианства. Его распространению содействовали византийские купцы, славяне-наёмники, служившие в византийской гвардии и принявшие православие. В 988 г. князь Владимир I сам принял крещение от византийских священников и крестил Русь.

Несмотря на то что славяне и византийцы стали единоверцами, жестокие войны не прекратились. Во второй половине X в. Византия начала борьбу за подчинение Болгарского царства, закончившуюся включением Болгарии в состав империи. Независимость первого славянского государства на Балканах была восстановлена только в конце XII в. в результате народного восстания.

Культурное и религиозное влияние Византии наряду с южными славянами испытали многие страны и народы Восточной Европы, Закавказья и Северо-Восточной Африки. Империя ромеев выступала в роли главы всего восточнохристианского мира. В государственном строе, культуре и церковном устройстве Византии и стран Западной Европы имелись существенные различия.

Вопросы и задания

1. В чём выражалось влияние Античности на историю и культуру Византийской империи?

2. Какую роль играла власть императора и православная церковь в жизни ромеев?

3. В чём отличие восточного и западного христианских миров?

4. Каким внешним угрозам противостояла Византийская империя? Как изменилось её международное положение в середине XIII в. по сравнению с VI в.?

5. Как складывались отношения между Византией и славянами?

6. В чём заключается важность культурного наследия Византии для современности?

7. В произведении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатты так говорится о значении человеческого разума: «Следует человеку украшаться не только тем, что дано хорошего ему от природы, но и тем, что он сам нашёл и придумал для себя в своей жизни. Он обладает разумом – свойством в некотором отношении божественным и удивительным. Благодаря ему он научился бояться и чтить Бога, как в зеркале видеть проявления собственной своей природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни. Благодаря разуму люди обращают свой взор на самих себя, от созерцания внешних явлений направляют на себя свои наблюдения и тем раскрывают тайны своего сотворения. Много хорошего, как я считаю, дал разум людям, и он является лучшим помощником их природы. Что ею было не закончено или не сделано, то в совершенстве творил и заканчивал разум: для зрения он давал украшение, для вкуса – удовольствие, одно он натягивал, делая твёрдым, иное он устраивал мягким; песнями обращался к слуху, чарами звуков околдовывая душу и невольно заставляя слушать их. А разве нам это вполне не доказывает тот, кто является знатоком во всяких ремёслах, кто из шерсти умеет нам выткать тонкий хитон, кто из дерева сделает земледельцу рукоятку для плуга, весло для моряка, а для воина копьё и щит, охраняющие в опасностях битвы?»

Почему он называет разум божественным и удивительным?

Как взаимодействуют, по Феофилакту, природа и человеческий разум?

Подумайте, что общего и в чём различие взглядов западного и восточного христианства на роль человеческого разума.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

2. Византийская империя X-XIII веков 2. 1. Перенос столицы в Новый Рим на Босфоре В X-XI веках столица царства переносится на западный берег пролива Босфор, и здесь возникает Новый Рим. Будем условно называть его Рим II, то есть Вторым Римом. Он же Иерусалим, он же Троя, он же

автора

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Византийская империя X-XIII веков 2.2.1. Перенос столицы в Новый Рим на БосфореВ X-XI веках столица царства переносится на западный берег пролива Босфор, и здесь возникает Новый Рим. Будем условно называть его Рим II, то есть Вторым Римом. Он же Иерусалим, он же Троя, он же

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Византийская империя и Русь Во время македонских государей русско-византийские отношения развивались очень оживленно. По словам нашей летописи, русский князь Олег в 907 году, т.е. в царствование Льва VI Мудрого, стоял с многочисленными судами под стенами Константинополя и,

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

IV ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XII в. (1181-1204) Пока был жив Мануил Комнин, его ум, энергия и ловкость обеспечивали внутренний порядок и поддерживали авторитет Византии за пределами империи. Когда же он умер, все здание начало трещать. Так же, как и в эпоху Юстиниана,

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

2. Византийская империя Положение евреев в Византийской империи (на Балканском полуострове) было гораздо хуже, чем в Италии. Византийские императоры относились враждебно к евреям еще со времен Юстиниана (VI в.) и крайне стесняли их в гражданских правах. Иногда их

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Византийская империя и Русь Во время македонских государей русско-византийские отношения развивались очень оживленно. По словам нашей летописи, русский князь Олег в 907 году, т. е. в царствование Льва VI Мудрого, стоял с многочисленными судами под стенами Константинополя и,

автора Гийу Андре

Византийская империя на всем пространстве Средиземноморья Лишь однажды Византийская империя попыталась восстановить римскую власть вокруг всего Средиземноморья, и это ей почти удалось. Это была большая авантюра Юстиниана, которая надолго предопределила будущее

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Византийская империя, господство над Эгейским морем Второй период расширения империи завершается в середине XI в., когда опять была утеряна значительная часть территорий. На западе норманнские авантюристы, возглавляемые Робертом Гвискаром, пользуясь военной слабостью

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Византийская империя, господство над проливами Крестоносцы, забывшие свои набожные замыслы, воздвигли на руинах греческой империи латинскую империю феодального типа по западному образцу. Это государство было ограничено с севера могущественным болгаро-валашским

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Византийская империя В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между двумя своими сыновьями, которые правили западной и восточной частями страны, соответственно из Рима и Константинополя. Запад вскоре стал разваливаться; Рим пострадал в 410 году от нашествия

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 9. Византийская империя и восточнохристианский мир Территория и населениеПрямой наследницей Римской империи стала Византийская (Восточная Римская) империя, просуществовавшая более 1000 лет. Ей удалось отбить вторжения варваров в V–VII вв. и ещё в течение нескольких

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Византийская империя Завоевания Юстиниана не были долговечными.В конце царствования возобновление борьбы против Персии и недовольство, связанное с налогами, шедшими на военные расходы и роскошь двора, породили атмосферу кризиса.При его преемниках все завоеванные

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией Византия – государство ромеевЯдро восточнохристианского мира составляла Восточная Римская империя, или Византия. Это название произошло от имени греческой колонии Византии, располагавшейся на том месте, где император

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава II ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV-XII вв.) В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточные области империи издавна отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь

1. В чём выражалось влияние Античности на историю и культуру Византийской империи?

Наследие Античности сказалось на её государственном устройстве и культуре Византии. Константинополь украшали статуи античных богов и героев, любимыми зрелищами ромеев являлись конные состязания на ипподромах и театральные представления. Образцом для византийцев были произведения знаменитых историков древности. Учёные изучали и переписывали эти произведения, многие из которых благодаря этому сохранились до наших дней.

2. Какую роль играла власть императора и православная церковь в жизни ромеев?

Византийцы полагали, что сам Бог вручил императору высшую власть над подданными, и именно поэтому правитель ответствен перед Господом за их судьбы. Император обладал почти неограниченной властью: он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей.

Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть, но и на светскую власть. На востоке же Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но императора венчал на царство патриарх – в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство.

3. В чём отличие восточного и западного христианских миров?

Отличиями между восточным и западным христианскими мирами было: в Византии власть императора не была ограничена, отсутствовала феодальная раздробленность и не стоял вопрос централизации государства, медленнее шел процесс закрепощения крестьян, не сложилось городского самоуправления, городское население так и не сумело добиться признания государством своих прав и отстоять привилегии подобно горожанам Западной Европы. В Византии не было сильной церковной власти, которая могла претендовать на светскую власть, как это было с Папой Римским.

4. Каким внешним угрозам противостояла Византийская империя? Как изменилось её международное положение в середине XIII в. по сравнению с VI в.?

Византийская империя испытывала угрозу со стороны Ирана, Арабского Халифата, варваров (готы, славяне). Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить их натиск и отвоевать некоторые территории В XIII в. Константинополь был захвачен в результате 4 крестового похода. На месте Византии они создали Латинскую империю, просуществовавшую недолго – уже в 1261 г. греки вернули себе Константинополь. Однако восстановленная Византийская империя уже никогда не смогла достичь прежнего величия

5. Как складывались отношения между Византией и славянами?

Отношения Византии и славян складывались в результате вторжения славянских племен на Балканы и образование славянских государств. Но отношения между двумя государствами не ограничивались только войнами. Византийцы рассчитывали, что принятие славянами христианства примирит их с империей, у которой появятся рычаги давления на своих беспокойных соседей. После принятия христианства славянские государства включались в зону влияния Византии

6. В чём заключается важность культурного наследия Византии для современности?

Византийское наследие сыграло ключевую роль в складывании государственности и культуры славянских государств, прежде всего русского государства. Из Византии пришли политическая организация, церковные обряды и служба, книжная культура и письменность, архитектурные традиции и прочее.

7. В произведении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатты так говорится о значении человеческого разума: «Следует человеку украшаться не только тем, что дано хорошего ему от природы, но и тем, что он сам нашёл и придумал для себя в своей жизни. Он обладает разумом – свойством в некотором отношении божественным и удивительным. Благодаря ему он научился бояться и чтить Бога, как в зеркале видеть проявления собственной своей природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни. Благодаря разуму люди обращают свой взор на самих себя, от созерцания внешних явлений направляют на себя свои наблюдения и тем раскрывают тайны своего сотворения. Много хорошего, как я считаю, дал разум людям, и он является лучшим помощником их природы. Что ею было не закончено или не сделано, то в совершенстве творил и заканчивал разум: для зрения он давал украшение, для вкуса – удовольствие, одно он натягивал, делая твёрдым, иное он устраивал мягким; песнями обращался к слуху, чарами звуков околдовывая душу и невольно заставляя слушать их. А разве нам это вполне не доказывает тот, кто является знатоком во всяких ремёслах, кто из шерсти умеет нам выткать тонкий хитон, кто из дерева сделает земледельцу рукоятку для плуга, весло для моряка, а для воина копьё и щит, охраняющие в опасностях битвы?»

Почему он называет разум божественным и удивительным?

Как взаимодействуют, по Феофилакту, природа и человеческий разум?

Подумайте, что общего и в чём различие взглядов западного и восточного христианства на роль человеческого разума.

Во взглядах западного и восточного христианства на роль человеческого разума общим является признание разума кВ качестве важной особенности человеческой природы, различным является стремление западных философов через разум (логику) доказать Бога.

Реферат на тему:

Византийская империя и

восточно-христианский мир.

Выполнил: Куштуков А.А.

Проверила: Цыбжитова А.Б.

2007 г.

Введение 3

История Византии 4

Разделение на Восточную и Западную Римские империи 4

Становление самостоятельной Византии 4

Династия Юстиниана 5

Начало новой династии и укрепление империи 7

Исаврийская династия 7

IX – XI века 8

XII – XIIIвека 10

Нашествие турков. Падение Византии 11

Культура Византии 14

Формирование христианства

какфилософско-религиозной системы 14

Время наивысшего могущества и

наивысшейточки развития культуры. 18

Заключение 24

Литература 25

Введение.

В своем реферате я хотел бы рассказать о Византии. Византийская империя (Ромейская империя, 476-1453)-Восточная Римская империя. Название «Византийская империя» (по городуВизантий, на месте которого римский император Константин Великий в начале IVвека заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейскихисториков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески «ромеями», а свою державу - «Ромейской». Западные источники такженазывают Византийскую империю «Романия» (Romania). В течение большой части ееистории многие из западных современников называли её «империя греков» из-загосподства в ней греческого населения и культуры. В древней Руси ее такжеобычно называли «Греческим царством».Византия внесла большой вклад в развитие культуры в ЕвропеСредних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокойодухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегдаоставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.

ИсторияВизантии.Разделениена Восточную и Западную Римские империи

Разделение наВосточную и Западную Римские империи. 330 года римский император КонстантинВеликий объявил своей столицей город Византиум, переименовав его в Константинополь.Необходимость переноса столицы была вызвана, прежде всего, удалённостьюРима от напряжённых восточных исеверо-восточных границ империи, организовать оборону из Константинополя можнобыло гораздо более быстро и эффективно, чем из Рима. Окончательное разделениеРимской империи на Восточную и Западную произошло после смерти в 395 ФеодосияВеликого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи былопреобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и втечение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальныйоблик.

Становлениесамостоятельной Византии

СтановлениеВизантии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330-518. Вэтот период через границы на Дунае и Рейне на римскую территорию проникалимногочисленные варварские, преимущественно германские племена. Однипредставляли собой небольшие группы переселенцев, привлечённых безопасностью ипроцветанием империи, другие же предпринимали против Византии военные походы, ивскоре их напор стал неудержим. Воспользовавшись слабостью Рима, германцыперешли от набегов к захвату земель, и в 476 году был свергнут последнийимператор Западной Римской империи. Положение на востоке было не менее тяжёлым,и можно было ожидать подобного же финала, после того как в 378 году вестготыодержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, император Валент был убит икороль Аларих подверг опустошению всю Грецию. Но вскоре Аларих ушёл на запад -в Испанию и Галлию, где готы основали своё государство, и опасность с ихстороны для Византии миновала. В 441 году на смену готам пришли гунны. Аттила несколько раз начинал войну, илишь уплатой большой дани удавалось предотвратить его дальнейшие нападения. Вбитве народов 451 года Аттила потерпел поражение, а его государство вскорераспалось. Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов -Теодорих разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад,завоевав Италию и основав на развалинах Рима своё государство. Сильно дестабилизировалиситуацию в стране и многочисленные христианские ереси - арианство,несторианство, монофизитство. В то время как на Западе папы, начиная с ЛьваВеликого (440-461), утверждали папскую монархию, на Востоке патриархиАлександрии, в особенности Кирилл (422-444) и Диоскор (444-451), пыталисьустановить папский престол в Александрии. Кроме того, в результате этих смутвсплывали на поверхность старые национальные распри и всё ещё живучиесепаратистские тенденции; таким образом, с религиозным конфликтом тесносплетались политические интересы и цели. С502 года персы возобновили свой натиск на востоке, славяне и авары началинабеги к югу от Дуная. Внутренние смуты достигли крайних пределов, в столицевелась напряжённая борьба партий «зелёных» и «синих» (по цветам командколесниц). Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль онеобходимости единства римского мира, беспрестанно обращала умы на Запад. Чтобывыйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политикас точными и определёнными планами. К 550 году такую политику проводил ЮстинианI.

Династия Юстиниана.

В 518 г ., после смертиАнастасия, довольно темная интрига возвела на трон начальника гвардии Юстина.Это был крестьянин из Македонии, лет пятьдесят назад явившийся в поискахсчастья в Константинополь, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевшийникакого опыта в государственных делах солдат. Вот почему этот выскочка,ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднендоверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице егоплемянника Юстиниана. С самого начала правления Юстина фактически у властистоял Юстиниан - также уроженец Македонии, но получивший прекрасное образованиеи обладавший великолепными способностями. В 527 году, получив всю полнотувласти, Юстиниан приступил к исполнению своих замыслов по восстановлениюИмперии и упрочению власти единого императора. Он добился союза сгосподствующей церковью. При Юстиниане еретиков заставляли переходить в официальноеисповедание под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. До 532года он был занят подавлением выступлений в столице и отражением натискаперсов, но вскоре основное направление политики переместилось на запад.Варварские королевства ослабли за прошедшие полстолетия, жители призывали квосстановлению империи, наконец, даже сами короли германцев признавализаконность претензий Византии. В 533 году армия под предводительством Велизариянанесла удар по государствам вандалов в Северной Африке. Следующей целью сталаИталия - тяжёлая война с Остготским королевством продолжалась 20 лет изакончилась победой.Вторгшись в королевство Вестготов в 554, Юстиниан завоевали южную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое.Но эти успехи потребовали слишком большого расхода сил, чем не замедлиливоспользоваться персы, славяне, авары и гунны, которые, хотя и не завоевализначительных территорий, но подвергли разорению многие земли на востокеимперии. Византийская дипломатия такжестремилась обеспечить во всём внешнем мире престиж и влияние империи. Благодаряловкому распределению милостей и денег и искусному умению сеять раздоры средиврагов империи, она приводила под византийское владычество варварские народы,бродившие на границах монархии, и делала их безопасными. Она включала их всферу влияния Византии путём проповеди христианства. Деятельность миссионеров,распространявших христианство от берегов Чёрного моря до плоскогорий Абиссиниии оазисов Сахары, была одной из главных черт византийской политики в средниевека. Помимо военной экспансии, другой важнейшей задачей Юстиниана былаадминистративная и финансовая реформы. Экономика империи была в состояниитяжёлого кризиса, управление поражено коррупцией. С целью реорганизацииуправления Юстинианом была проведена кодификация законодательства и ряд реформ,которые, хотя и не решили проблему кардинально, но, несомненно, имелиположительные последствия. По всей империи было развёрнуто строительство -крупнейшее по масштабам со времён «золотого века» Антонинов. Однаковеличие было куплено дорогой ценой - экономика была подорвана войнами,население обнищало, и преемники Юстиниана (Юстин II (565-578), Тиверий II(578-582), Маврикий (582-602)) были вынуждены основное внимание уделять ужеобороне и перенести направление политики на восток. Завоевания Юстинианаоказались непрочными - в конце VI-VII вв. Византия потеряла все завоёванныеобласти на Западе (за исключением Южной Италии). В то время как вторжениелангобардов отняло у Византии половину Италии, в 591 году в ходе войны сПерсией была завоёвана Армения, на севере продолжалось противостояние сославянами. Но уже в начале следующего, VII века персы возобновили боевыедействия и добились значительных успехов вследствие многочисленных смут вимперии.

Начало новой династии и укрепление империи.

В 610 году сын карфагенского экзарха Ираклийсверг императора Фоку и основал новую династию, которая оказалась способнойпротивостоять опасностям, угрожающим государству. Это был один из самых тяжёлыхпериодов в истории Византии - персы завоевали Египет и угрожалиКонстантинополю, авары, славяне и лангобарды атаковали границы со всех сторон.Ираклий одержал ряд побед над персами, перенёс войну на их территорию, послечего смерть шаха Хосрова II и ряд восстаний заставили их отказаться от всехзавоеваний и заключить мир. Но сильнейшее истощение обеих сторон в этой войнеподготовило благоприятную почву для арабских завоеваний. В 634 году халиф Омарвторгся в Сирию, в течение следующих 40 лет были потеряны Египет, СевернаяАфрика, Сирия, Палестина, Верхняя Месопотамия, причём зачастую население этихобластей, измученное войнами, считало арабов, которые в первое времясущественно снижали налоги, своими освободителями. Арабы создали флот и дажеосаждали Константинополь. Но новый император, Константин IV Погонат (668-685),отразил их натиск. Несмотря на пятилетнюю осаду Константинополя (673-678) ссуши и с моря, арабы не смогли его захватить. Греческий флот, которому недавнееизобретение «греческого огня» обеспечило превосходство, вынудил мусульманскиеэскадры к отступлению и нанёс им в водах Силлеума поражение. На суше войскахалифата были разбиты в Азии. Изэтого кризиса империя вышла более сплочённой и монолитной, национальный составеё стал более однородным, религиозные различия главным образом ушли в прошлое,так как монофизитство и арианство получили основное распространение вутраченных ныне Египте и Северной Африке. К концу VII века территория Византиисоставляла уже не более трети державы Юстиниана. Ядро её составляли земли,населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческомязыке. В VII веке были проведены существенные реформы в управлении - вместоэпархий и экзархатов империя была разделена на фемы, подчинённые стратегам.Новый национальный состав государства привёл к тому, что греческий язык сталофициальным. В администрации старинные латинские титулы или исчезают, илиэллинизируются, а их место занимают новые названия - логофеты, стратеги,эпархи, друнгарии. В армии, где преобладают азиатские и армянские элементы,греческий язык становится языком, на котором отдаётся приказ. И хотяВизантийская империя до последнего дня продолжала называться Римской империей,тем не менее, латинский язык вышел из употребления.

Исаврийская династия

В начале VIII векавременная стабилизация вновь сменилась чередой кризисов - войны с болгарами,арабами, непрерывные восстания… Наконец Лев Исавр, взошедший на престол подименем императора Льва III, сумелостановить распад государства и нанёс решающее поражение арабам. Послеполувекового правления два первых Исавра сделали империю богатой и цветущей,несмотря на чуму, опустошившую её в 747 году, и, несмотря на волнения,вызванные иконоборчеством. Поддержка иконоборчества императорами Исаврийскойдинастии была обусловлена как религиозными, так и политическими факторами.Многие византийцы в начале VIII века были недовольны избытком суеверия и вособенности поклонением иконам, верой в их чудотворные свойства, соединением сними человеческих поступков и интересов. Одновременно императоры стремилисьограничить растущее могущество церкви. Кроме того, отказываясь от почитанияикон, исаврийские императоры рассчитывали сблизиться с арабами, не признающимиизображений. Политика иконоборчества привела к раздорам и смутам, одновременноусилив раскол в отношениях с Римской церковью. Восстановление иконопочитанияпроизошло только в конце VIII века благодаря императрице Ирине - первойженщине-императрице, но уже в начале IX века политика иконоборчества былапродолжена.

В 800 году КарлВеликий объявил о восстановлении Западной Римской империи, что для Византиистало чувствительным унижением. Одновременно Багдадский халифат усилил свойнатиск на востоке. Императором Львом V Армянином (813-820) и двумя императорамиФригийской династии - Михаилом II (820-829) и Феофилом (829-842) - былавозобновлена политика иконоборчества. Снова на целых тридцать лет империяоказалась во власти смут. Договор 812 года, признававший за Карлом Великим титулимператора, означал серьёзные территориальные потери в Италии, где Византиясохранила только Венецию и земли на юге полуострова. Война с арабами,возобновлённая в 804 году, привела к двум серьёзным поражениям:: к захватуострова Крит мусульманскими пиратами (826), которые начали отсюда почтибезнаказанно опустошать восточное Средиземноморье, и к завоеванию Сицилиисевероафриканскими арабами (827), которые в 831 году овладели городом Палермо.Особенно грозной была опасность со стороны болгар, с тех пор как хан Крумрасширил пределы своей империи от Гема до Карпат. Никифор попытался разбитьего, вторгшись в Болгарию, но на обратном пути потерпел поражение и погиб(811), а болгары, вновь захватив Адрианополь, появились у стен Константинополя(813). Лишь победа Льва V при Месемврии (813) спасла империю. Периодсмут закончился в 867 году приходом к власти македонской династии. Василий IМакедонянин (867-886), Роман Лакапин (919-944), Никифор Фока (963-969), ИоаннЦимисхий (969-976), Василий II (976-1025) - императоры и узурпаторы -обеспечили Византии 150 лет процветания и могущества. Была завоёвана Болгария,Крит, Южная Италия, совершались успешные военные походы против арабов глубоко вСирию. Границы империи расширились до Евфрата и Тигра, Армения и Иберия вошли всферу византийского влияния, Иоанн Цимисхий доходил до Иерусалима. В IX-XI вв.большое значение для Византии приобрели взаимоотношения с Киевской Русью. Послеосады Константинополя киевским князем Олегом (907) Византия была вынужденазаключить с Русью торговый договор, способствовавший развитию торговли повеликому пути из «варяг в греки». В конце X века Византия воевала с Русью(киевский князь Святослав Игоревич) за Болгарию и одержала победу. При киевскомкнязе Владимире Святославиче между Византией и Киевской Русью был заключёнсоюз. Василий II отдал свою сестру Анну замуж за киевского князя Владимира. Вконце X века на Руси было принято из Византии христианство по восточномуобряду. В 1019 году, завоевав Болгарию, Армению и Иберию, Василий IIотпраздновал великим триумфом наибольшее усиление империи со времён,предшествующих арабским завоеваниям. Завершали картину блестящее состояниефинансов и расцвет культуры. Однакоодновременно начали появляться первые признаки слабости, что выражалось вусилении феодальной раздробленности. Знать, контролировавшая огромныетерритории и ресурсы, часто успешно противопоставляла себя центральной власти.Упадок начался после смерти Василия II, при его брате Константине VIII(1025-1028) и при дочерях последнего - сначала при Зое и её трёхпоследовательно сменивших друг друга мужьях - Романе III (1028-1034), МихаилеIV (1034-1041), Константине Мономахе (1042-1054), с которым она разделяла трон(Зоя умерла в 1050), и затем при Феодоре (1054-1056). Ослабление проявилось ещёболее резко после прекращения Македонской династии. К середине XI века основная опасность надвигаласьс востока - турки-сельджуки. Врезультате военного переворота на престол взошёл Исаак Комнин (1057-1059);после его отречения императором стал Константин X Дука (1059-1067). Затем квласти пришёл Роман IV Диоген (1067-1071), которого сверг Михаил VII Дука(1071-1078); в результате нового восстания корона досталась Никифору Вотаниату(1078-1081). В течение этих кратких правлений анархия всё возрастала,внутренний и внешний кризис, от которого страдала империя, становился всё болеетяжёлым. Италия была потеряна к середине XI века под натиском норманнов, ноосновная опасность надвигалась с востока - в 1071 году Роман IV Диоген потерпелпоражение от турок-сельджуков под Маназкертом (Армения), и от этого пораженияВизантия так и не смогла оправиться. За следующие двадесятилетия, Турки заняли всю Анатолию; Империя не могла создать достаточнобольшую армию, чтобы остановить их. В отчаянии, Император Алексей I Комнин(1081-1118) попросил Папу Римского в 1095, чтобы он помог получить ему армию отЗападного Христианского мира. Отношения с Западом и предопределило события 1204года (захват крестоносцами Константинополя и распад страны), а восстанияфеодалов подрывали последние силы страны. В 1081 году на престол вступиладинастия Комнинов (1081-1204) - представители феодальной аристократии. Туркиоставались в Иконии (Конийский султанат); на Балканах при помощи разраставшейсяВенгрии славянские народы создали почти независимые государства; наконец, Западтакже представлял собой серьёзную опасность в свете захватнических устремленийВизантии, честолюбивых политических планов, порождённых первым крестовымпоходом, и экономических претензий Венеции.

XII-XIII века.

При Комнинахглавную роль в византийской армии стали играть тяжеловооружённая конница(катафракты) и наёмные войска из иноземцев. Укрепление государства и армиипозволило Комнинам отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуковзначительную часть Малой Азии, установить суверенитет над Антиохией. Мануил Iпринудил Венгрию признать суверенитет Византии (1164) и утвердил свою власть вСербии. Но в целом положение продолжало оставаться тяжёлым. Особенно опаснымбыло поведение Венеции - бывший чисто греческий город стал соперником и врагомимперии, создавал сильную конкуренцию её торговле. В 1176 византийская армиябыла разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах Византия былавынуждена перейти к обороне. Политика Византии в отношении крестоносцевзаключалась в связывании их предводителей вассальными узами и возврате с ихпомощью территорий на востоке, но особого успеха это не принесло. Отношения скрестоносцами постоянно ухудшались. Второй крестовый поход, возглавляемыйфранцузским королем Людовиком VII и немецким королем Конрадом III, былорганизован после завоевания Эдессы сельджуками в 1144. Комнины мечталивосстановить свою власть над Римом, будь то посредством силы или путём союза спапством, и разрушить Западную империю, факт существования которой всегдапредставлялся им узурпацией их прав. Особенно старался осуществить эти мечтыМануил I. Казалось,что Мануил стяжал империи несравненную славу во всём мире и сделалКонстантинополь центром европейской политики; но когда он умер в 1180, Византияоказалась разорённой и ненавидимой латинянами, готовыми в любой момент напастьна неё. В то же время в стране назревал серьёзный внутренний кризис. Послесмерти Мануила I вспыхнуло народное восстание в Константинополе (1181),вызванное недовольством политикой правительства, покровительствовавшегоитальянским купцам, а также западноевропейским рыцарям, поступавшим на службу кимператорам. Страна переживала глубокий экономический кризис: усилилисьфеодальная раздробленность, фактическая независимость правителей провинций отцентральной власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Началсяраспад империи. В 1187 отпала Болгария; в 1190 Византия была вынуждена признатьнезависимость Сербии.

Когда же в 1192дожем Венеции стал Энрико Дандоло, возникла мысль, что наилучшим средством какдля разрешения кризиса и удовлетворения накопившейся ненависти латинян, так идля обеспечения интересов Венеции на Востоке было бы завоевание Византийскойимперии. Враждебность папы, домогательства Венеции, озлобление всего латинскогомира - все это вместе взятое предопределило тот факт, что четвёртый крестовыйпоход (1202-1204) обратился вместо Палестины уже против Константинополя.Истощённая, ослабленная натиском славянских государств, Византия оказаласьнеспособной сопротивляться крестоносцам. В 1204 году армия крестоносцевзахватила Константинополь. Византия распалась на ряд государств - Латинскуюимперию и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченныхкрестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи - оставшиеся подконтролем греков. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засильеитальянских торговцев мешало возрождению византийских городов. ПоложениеЛатинской империи было очень шатким - ненависть греков и нападения болгарсильно ослабили её, так что в 1261 году император Никейской империи МихаилПалеолог, при поддержке греческого населения Латинской империи отвоевавКонстантинополь и разгромив Латинскую империю, объявил о восстановленииВизантийской империи. В 1337 к ней присоединился Эпир. Но Ахейское княжество -единственное жизнеспособное образование крестоносцев в Греции - просуществовалодо завоеваний османских турок, так же как и Трапезундская империя. ВосстановитьВизантийскую империю в её целости было уже невозможно. Михаил VIII Палеолог(1261-1282) попытался это осуществить, и хотя ему не удалось полностьювоплотить в жизнь свои устремления, тем не менее его усилия, практическиедарования и гибкий ум делают его последним значительным императором Византии.

Нашествие турков. Падение Византии.

Завоеваниятурок-османов начали угрожать самому существованию страны. Мурад I (1359-1389)завоевал Фракию (1361), которую Иоанн V Палеолог вынужден был за ним признать(1363); затем он захватил Филиппополь, а вскоре и Адрианополь, куда перенёссвою столицу (1365). Константинополь, изолированный, окружённый, отрезанный отостальных областей, ожидал за своими стенами смертельного удара, казавшегосянеизбежным. Тем временем османы завершили завоевание Балканского полуострова. УМарицы они разбили южных сербов и болгар (1371); они основали свои колонии вМакедонии и стали угрожать Фессалоникам (1374); они вторглись в Албанию (1386),разбили Сербскую империю и после битвы на Косовом поле превратили Болгарию в турецкийпашалык (1393). Иоанн V Палеолог был вынужден признать себя вассалом султана,платить ему дань и поставлять ему контингенты войск для захвата Филадельфии(1391) - последнего оплота, которым ещё владела Византия в Малой Азии.

Баязид I(1389-1402) действовал в отношении Византийской империи ещё более энергично. Онблокировал со всех сторон столицу (1391-1395), а когда попытка Запада спастиВизантию в битве при Никополе (1396) потерпела неудачу, он попытался штурмомвзять Константинополь (1397) и одновременно вторгся в Морею. Нашествие монголови сокрушительное поражение, нанесённое Тимуром туркам при Ангоре (Анкаре)(1402), дали империи ещё двадцать лет отсрочки. Но в 1421 г. Мурад II (1421-1451)возобновил наступление. Он атаковал, хотя и безуспешно, Константинополь,который энергично сопротивлялся (1422); он захватил Фессалоники (1430),купленные в 1423 венецианцами у византийцев; один из его полководцев проник вМорею (1423); сам он успешно действовал в Боснии и Албании и заставил государяВалахии платить дань. Византийская империя, доведённая до крайности, владелатеперь, помимо Константинополя и соседней области до Деркона и Селимврии, лишьнесколькими отдельными областями, рассеянными по побережью: Анхиалом,Месемврией, Афоном и Пелопоннесом, который, будучи почти полностью отвоёван улатинян, стал как бы центром греческой нации. Несмотря на героические усилияЯноша Хуньяди, который в 1443 разбил турок при Яловаце, несмотря насопротивление Скандербега в Албании, турки упорно преследовали свои цели. В1444 в сражении при Варне обернулась поражением последняя серьёзная попыткавосточных христиан противостоять туркам. Афинское герцогство подчинилось им,княжество Морея, завоёванное турками в 1446, вынуждено было признать себяданником; во второй битве на Косовом поле (1448) Янош Хуньяди потерпелпоражение. Оставался лишь Константинополь - неприступная цитадель, котораявоплощала в себе всю империю. Но и для него близился конец. Мехмед II, вступаяна трон (1451), твёрдо намеревался овладеть им. 5апреля 1453 г.турки начали осаду Константинополя, известной неприступной крепости. Eще раньшесултан построил на Босфоре Румельскую крепость (Румелихисар), котораяперерезала коммуникации между Константинополем и Чёрным морем, и одновременнопослал экспедицию в Морею, чтобы помешать греческим деспотам Мистры оказатьпомощь столице. Против колоссальной турецкойармии, состоявшей из примерно 160 тыс. человек, император Константин XI Драгашсмог выставить едва лишь 9 тыс. солдат, из которых по крайней мере половинусоставляли иностранцы; византийцы, враждебно относившиеся к церковной унии,заключённой их императором, не испытывали желания воевать. Тем не менее,несмотря на мощь турецкой артиллерии, первый приступ был отбит (18 апреля).Мехмеду II удалось провести свой флот в бухту Золотой Рог и таким образомпоставить под угрозу другой участок укреплений. Однако штурм 7 мая опять неудался. Но в городском валу на подступах к воротам св. Романа была пробитабрешь. В ночь с 28 мая на 29 мая 1453 началась последняя атака. Дважды туркибыли отбиты; тогда Мехмед бросил на штурм янычар. В то же время генуэзецДжустиниани Лонго, бывший вместе с императором душой обороны, получил серьёзноеранение и оказался вынужден покинуть свой пост. Это дезорганизовало защиту.Император продолжал доблестно сражаться, но часть вражеского войска, овладевподземным ходом из крепости - так называемым Ксилопорта, напала на защитников стыла. Это был конец. Константин Драгаш погиб в бою. Турки овладели городом. Взахваченном Константинополе начались грабежи и убийства; более 60 тыс. человекбыло взято в плен.

КультураВизантии.

Формирование христианства как философско-религиознойсистемы.

Первые столетия существования Византийского государства можно

рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения

византийского общества, опиравшегося натрадиции языческого эллинизма

и принципы христианства.

Формирование христианства какфилософско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения тоговремени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточныхрелигиозных учений, иудаизма, манихейства. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть,объясняет в некоторой степени и то, чтохристианство не только боролось сантичной философией, но и использовалаее в своих целях. На сменунепримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромиссмежду христианским и античным миросозерцанием.

Наиболееобразованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах ИоаннаЗлатоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства снеоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение

риторических идей с новым идейным содержанием.Такие мыслители, как

Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,

закладывают собственно фундамент византийской философии. Их

философские построения уходят глубокимикорнями в историю эллинского

мышления

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и

становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех

сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая

система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая

складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.

Патриотическая литература, библейская космография, литургическая

поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийскогообщества и приходят на смену античной культуре.

План: 1. Византийская империя и восточнохристианский мир 2. Страны Западной Европы в раннее средневековье 3. Исламский мир

Византийская империя и восточнохристианский мир Византия как прямая наследница Римской империи просуществовала 1000 лет. Название появилось только в XV веке (происходит от греч. колонии Византия, на месте которой в 330 г. имп. Константин I Заложил новую столицу - Константинополь) Константин I приносит город в дар Богородице

Культура Византия располагалась на перекрёстке важнейших торговых путей («Великий Шёлковый путь» (Китай), «Путь благовоний» (Индия), Цейлон, ЮВ Азия, Аравия, порты Красного моря и Персидского залива) Культура Византии соединила в себе наследие античной цивилизации (театр, ипподром, литература)и Передней Азии. Влияние античности прослеживалось здесь гораздо дольше чем в Зап. Европе Рост господства христианства привёл к падению интереса к античной культуре. Византийская икона Божьей Матери Влахермской, защитницы империи (Третьяковская галерея)

С ростом влияния христианства начинает развиваться новые литературные жанры: жития святых и сочинения Отцов церкви. Возводятся многочисленные храмы, появляется крестовокупольный тип церкви. В VI веке построен главный храм православного мира – собор Св. Софии.

Государственная власть и церковь Бог вручил императору высшую власть над христианскими подданными и ответственен перед Господом за судьбы этих людей Император обладает почти абсолютной властью (назначал чиновников, контролировал сбор налогов, командовал армией) Родовая знать не имела того влияния, которое было у неё в З. Европе. Светская власть полностью подчиняла себе церковь В Восточно-христианской церкви не было единого церковного центра (самостоятельные патриархии: Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская) Рост различий между В и З христианской церковью привёл к её расколу в 1054 году на католическую и православную.

Византия между Западом и Юнистиниан I Востоком Юнистиниану I (527 -565) принадлежала попытка укрепить государство и вернуть утраченные земли Реформы: ● ограничение произвола вельмож ● усиление армии ●укрепление границ Присоединении Италии, С. Африки, части Пиренейского п-ва, с VII века Сирия, Палестина

В VII веке Византия страдает от войн с арабами лишается почти всех азиатских и африканских провинций, был осаждён Константинополь. Только в середине IX века Византии удаётся приостановить натиск арабов и отвоевать некоторые свои территории

Византия и славяне Славянские племена совершали набеги на Восточную римскую империю во время ВПН. В V-VI веках первое упоминание о славянах. В VII веке славянские племена начали селиться в пределах Восточной римской империи (овладели тремя четвертями Балканского п-ва) В 681 г. на придунайской территории образуется Болгарское царство основанное тюркскими кочевниками болгарами с северного причерноморья, слились вместе с проживающими на этой территории славянами в один народ. В 865 г. Болгарский царь Борис принял христианство по православному обряду, но это не прекратило войны между государствами Во второй половине X века Византия начала борьбу за подчинение Болгарии → включение Болгарии в состав империи.

2. Страны Западной Европы в раннее средневековье Государства варваров: Ю-В часть Галлии и Испания – вестготы С-З Галлия - франки С. Африка – Вандалы Италия – остготы Британские острова – англы и саксы

Франкское Королевство Самое сильное варварское государство. Его основал вождь салических (прибрежных) франков из рода Меровингов – Хлодвиг (486 -511). В 486 г. Он покорил земли С-В Галлии. Хлодвигом был составлен свод законов «Салическая правда» . Было принято христианство от Римской церкви. После смерти Хлодвига между его потомками начались междуусобные войны. Во второй половине VII века майордон одной из частей франкского государства Пипин Геристальский сумел разгромить своих соперников и подчинить себе все франкские земли В битве при Пуатье в 732 году сын Пипина Геристальского Кар Малтелл (Молот) разгромил арабов-мусульман и остановил их продвижение в глубь христианской Европы. Раздавал Землю воинам в пожизненное владение на условиях постоянной службы.

Феодальная собственность и вассальные отношения В эпоху политической раздробленности, последовавшей за распадом империи Карла Великого в З. Европе формируется феодальное общество. Феод – наследственное землевладение, пожалованное сеньором (господином) вассалу (слуге) при условии несения им военной службы или уплаты установленных взносов. Земля в феодальном поместье делится на барскую запашку и крестьянские наделы. За пользование наделом крестьяне выполняли барщину и платили оброк.

Сословия феодального общества: Высшее – духовенство: не имееет частной собственности, семьи, отказ от мирских удовольствий, освобождались от уплаты налогов, подчинялись только церковному суду. Втрое – Феодалы: воины и земледельцы, рыцари имели свободное право на ношение оружия. Крестьяне: → лично свободные: повинность только в пользу государству; → зависимые: в подчинении феодалов.

Принцип «вассал моего вассала не мой вассал» → короли могли реально управлять только своим доменом. Германия: Относительное единство. Король Оттон I попытался возродить империю Карла Великого. Совершил несколько походов в Италию, занял Рим в 962 г. – становится императором Священной Римской империи германской нации. → «натиск на восток» под знаменем распространения христианства происходит захват поморских и полабских славян. В X веке вассалом империи стало сильнейшее З. славянское государство – Чехия.

Англия: Относительно сильная королевская власть. После её подчинения нормандскому герцогу Вильгельму Завоевателю в XI все бароны и рыцари стали прямыми вассалами короны. Франция: X-XI века – король – «первый среди равных» . Король не мог собирать налогов с населения страны, не имел права судить поданых, не проживавших в его домене, не мог издавать общих для всей страны законов.

3. Исламский мир Возникновение ислама Возникновение исламского мира относится к концу VII века (Аравийский полуостров). Большинство арабов язычники. Арабы хорошо знакомы с священными книгами христианства и иудаизма. Большинство населения кочевникибедуины. Крупные города Мекка и Ясриб. Главное святилище всех арабских племён – Кааба (Мекка). Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя Пещера Хира

Мухаммед – основатель новой религии (610 г.) Коран («Чтение») – основной источник исламского вероучения. «Несотворенное предвечное слово Божье» , откровение, которое Аллах продиктовал Мухаммеду, выступавшему в качестве посредника между Богом и людьми. Мусульманин – «вручивший себя Богу» , ислам – «покорность Богу» . Мухаммед говорил о себе как о последнем пророке «печать пророков» . Изображение Мухаммеда, получающего первое откровение от ангела Джибриля

Победа ислама в Аравии и начало арабских завоеваний 622 г. – «Хиджара» - Мухаммед и его последователи бегут из Мекки в Ясриб (Медина – «город пророка») – начало мусульманского летоисчисления. Жители Ясриба принимают ислам → борьба с Меккой 630 г. Мухаммед одержал победу над Меккой и вступил в город. Мекка и Медина становятся священными городами. С течением времени все арабские племена приняли ислам→ в Аравии возникло единое государство

Арабское государство было теократическим, т. е. всласть светская и духовная не разделялись Мухаммед скончался в 632 г. После его смерти во главу мусульман встали выборные халифы. Главные соперники арабов – Византия и Иран. Арабы захватили Иран, принадлежавшие Византии Сирию, Пластину, Египет. Добровольно сдался Иерусалим. Накопление захваченного богатства в руках военных предводителей привод к формированию знати. Попытки халифа Османа сохранить соц. равество приводят к началу заговора, халифа убивают, на его место становится халиф Али (двоюродный брат Мухаммеда). Али обвиняют в убийстве Османа, что приводит к смуте, в результате которой погибает Али. Происходит раскол общины. Последователи Али – шииты (Иран). Последователи нового халифа – Муавии – сунниты (большинство). Сунну – св. предание, рассказ о становлении ислама и первых халифах.

Арабский халифат во второй половине VII – X вв Халиф Муавия I – основатель династии Омейядинов (661 -750 гг). Столица сирийский город – Дамаск. После смуты завоевания продолжились – поход в Индию, Ср. Азию, З. Сев. Африки, захватили большую часть Испании, не раз осаждали Константинополь. VIII в. – высшая точка могущества. - Завоеванные народы платили поземельный налог; - Разрешалось жить по законам своей религии; - Немусульмане платили подушную подать.

Середина VII века противники Омейядинов объединились вокруг Аббасидов потомков Аббаса, дяди Мухаммеда и Али → захватили власть в халифате. Представителям династии Омейядинов удалось сохранить власть лишь в Испании. Основали новую столицу – Багдад – один из крупнейших городов мира – население ок. 500 тыс человек. , самое большое количество учёных. В «Доме мудрости» 4 млн. Книг. IX век – происходит ослабление власти халифов, власть в областях захватывают наместники – Эмиры. Халиф теряет светскую власть – только духовный глава арабов сунитов. Халифат распался на независимые государства.

Мусульманская культура При дворах халифов и эмиров создавались богатые библиотеки. Труды философов древности переводились на арабский язык Арабские учёные добились успехов в медицине, астрономии, математике. У индийцев заимствовали математические знания и десятиричную систему счёта, ал-джебр. Труды по географии дают описание всего арабского мира. Авиценна (Ибн-Сина) 980 -1037 гг.