Экранизации и постановки. Значение слова садко в краткой биографической энциклопедии Маленькое сообщение о садко купце

Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.

Главные герои

Гусляр Садко – был бедным музыкантом, играющим на пирах, но воспользовался советом морского царя, стал успешным купцом, а затем одним из самых богатых людей Новгорода.

Другие герои

Микола Можайский (Николай Чудотворец) – седой старик, который помог Садко выбраться из плена морского царя.

Морской царь – правитель подводного мира, помог Садко выиграть в споре с новгородскими купцами и получить три лавки с товаром.

В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого кроме яровчатых гуслей ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч» и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что «в озере вода всколыбалася» и, испугавшись, возвращается в город.

Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь.

Правитель решил поблагодарить героя за его «великие утехи» и «нежную игру» , и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья» . По совету морского царя, Садко должен был заложить в споре свою «буйну голову» , а с купцов попросить «лавки товара красного» . Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.

Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает «чудо-чудное» – в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья» . Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же «связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро» . Три раза они забрасывали в озеро «тоню» и поймали три рыбы с «золотыми перьями» . Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.

Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, «выстроил палаты белокаменны» , в которых «обделал все по-небесному» .

Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:

«Чем мне, Садку, пахвалятися?»
«А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!»

Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.

Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – «худые и добрые» . Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на «торговые улицы» и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – «подоспели товары московские» . Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские – «не выкупить товара со всего бела света» . Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.

«На бессчетную золоту казну» построил Садко тридцать черных кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками набитыми красным золотом и чистым серебром.

Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:

«А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море» .

Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море «бочку чиста серебра» , но ничего не изменилось. Спустили в море еще «бочку-сороковку красна золота» , но корабли продолжали стоять на месте.

Ясно стало Садко, что морской царь требует «живой головы» . Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей «жеребья гоголем по воде плывут» , а у Садко «ключом на дно» .

Понял герой, что именно его «требует» царь морской. Купец быстро составил завещание, в котором вспомнил и о церквах, и о «нищей братии» , и о молодой жене, и о «хороброей дружине» . Прощаясь, попросил Садко подать ему гусли и дубовую доску, чтобы не так страшно было «принять смерть во синем море» . Как только купца спустили на воду, так сразу корабли поплыли, «полетели, как черные вороны» .

Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.

Взмолился народ к Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу), чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру. Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко «повырывать струночки» и «повыломать шпенечки» , сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.

Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром Морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.

Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы «на крутом кряжу» . Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.

Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко «церковь соборную Миколе Можайскому» .

«Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде» .

Заключение

Былина «Садко» является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.

Тест по былине

После прочтения краткого содержания былины попробуйте ответить на вопросы тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1369.

Древней Руси, как правило, богатырях, сражающихся со злом за землю русскую. Отражали они действительность 11-16 вв. Былина - своеобразный жанр в котором вроде бы отражаются исторические события, но с образными преувеличениями. Герои в них имеют сверхсилу или иные способности (умение играть, петь); а враги и вовсе фантастичны: Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Царь владыка морской. Поскольку былина - жанр песенный, она имеет ритм, особый слог. Читая её, будто попадаешь в историческое прошлое и видишь фильм, ведь она богата образными выражениями.

Былина "Садко"

Немного отличается от других историй былина "Садко", краткое содержание которой, кстати, вы будете читать не намного дольше, чем саму песню.

Если не поленитесь, то удовольствия и пользы от прочтения источника вы получите гораздо больше, чем от чужого пересказа. Хотя если у вас проблемы с пониманием древнеславянских слов, то, конечно, краткое содержание "Садко" вам поможет лучше понять суть мифической и немного фантастичной истории. Рекомендуем после прочтения изложения обратиться к первоисточнику и ощутить всю красоту игры слов.

О чем сказ?

Красива, необычна и отлична от других сказаний былина "Садко". Краткое содержание её, возможно, не произведёт должного впечатления. В ней нет героев-богатырей. В ней нет сражений с врагами явными. Но в ней есть идея о том, как важно иметь талант, покровительство Высших сил за личностные качества. Также в былине идёт речь о борьбе с человеческими пороками, в частности, хвастовством. Но всё это можно узнать косвенно, сделав свои выводы, причём необязательно такие, возможно, совсем другие. Читая же краткое содержание "Садко", вы узнаёте лишь последовательность событий.

Пересказ

В жил Садко - гусляр. Он был молод, красив и талантлив, вот только «гол как сокол». Гусли - всё его имущество было. Но любил Садко петь и играть настолько, что даже когда никто не желал его слушать, он приходил на берег Ильмень-озера и отдавался любимому делу в одиночестве. Во всяком случае, так ему казалось. Ведь стихало всё вокруг. Вся природа внимала чудесному пению.

Услышал его однажды и поднялся из глубин, чтобы наградить гусляра за игру его дивную. Велел он Садко побиться об заклад с торговцами, заложив свою голову, что живёт в Ильмень-озере чудная рыба золото перо. А взамен велел попросить их заложить свои товары и торговые лавки (бизнес по-нашему). Три самых богатых купца согласились на сделку - погубить хотели Садко из зависти. Но певец выиграл спор. Морской царь сдержал слово и поймал Садко золотую рыбку в сети. По совету Владыки не спорил он больше и вскоре разбогател благодаря обретённому добру. Но прошло несколько лет, женился он и стал купцом, богаче которого не было в городе. Устроил пир он знатный, как положено тогда было. На нём многие вели речи: глупые хвастались молодой женой, умные почитали родителей своих. Не удержался и Садко, начал хвалиться богатством своим да об заклад биться, что весь Новгород выкупить может. Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало. Принял решение Садко поплыть в другие города, чтобы продать добро своё. Во время путешествия поднялся на озере сильный шторм. И потопил бы корабли, но Садко вовремя понял: Царь морской дань требует.

Велел он высыпать в воду бочку серебра, потом злата, но не унимались волны. Понял Садко: человеческая жертва нужна царю. Был (это интересный момент, в краткое содержание "Садко" всё не уместить). Выбран был Садко, хоть и пытался хитрить. Спустили его на воду на доске, где он уснул, а проснулся на дне морском перед палатами Владыки, который рад был гостю. Садко играл царю, пока струны не порвал (не без вмешательства других сил, что мы тоже в краткое содержание "Садко" не уместим). Тогда царь предложил певцу выбрать жену - одну из дочерей, что означало навсегда остаться в подводном царстве. Герой (тоже не без помощи Святого) выбирает живую девушку, тем самым освобождая пленницу и себя.

Жил Садко в славном Цареграде. Терема Цареграда были из белого камня, стояли в городе высокие храмы, радовали глаз широкие площади.

Как-то пошел Садко к Ильмень-озеру, что близ моря Черного и недалече от Твердиземного. Стал играть на яровчатых гуслях. И вышел из озера бог Ильм Озерный.

— Ты, Садко, — сказал Ильм, — распотешил меня. За это я тебя награжу. Побейся о великий заклад с купцами цареградскими, что выловишь в Ильмене рыбу — золотое перо, и я помогу тебе.

Вернулся Садко в Царьград и побился с купцами о великий заклад, о все лавки и товары Царьграда. А когда поймал рыбу — золотое перо, стал самым богатым купцом в городе. Стал торговать Садко, и помогал ему в торговых делах сам бог Велес. И потому Садко построил Велесу богатый храм. И снарядил он тридцать кораблей и поплыл торговать в заморские страны.

И пошел по морю Черному, побывал на Белом Острове, что у устья Дуная. Побывал и на Березани, острове Стрибога, что в устье Днепра. А потом остановился на острове Лиха Одноглазого, затем — на острове Буяне близ устья Ра-реки. От острова Буяна Садко поднялся по Ра-реке к Белому городу, где выгодно продал товары и построил храм Велесу. А когда Садко возвращался обратно в Царьград по Черному морю, его корабли застала буря.

— Много мы по морюшку ездили, дани Черноморцу не плачивали! Ныне Царь Морской дани требует!

И тут корабельщики увидели чудо-чудное — огненную лодочку, в которой приехали слуги Черноморца. Они потребовали вместо дани самого Садко. И он отправился на огненной лодочке к Морскому царю. А у Морского царя был пир. И он приказал Садко играть на своих волшебных гуслях. Делать нечего — начал играть Садко, а Морской царь стал плясать.

Тут явился перед Садко Велес и сказал:

— Видишь ты, что скачет в палатах царь — он же скачет по морю синему! И от пляски той ветры ярятся, и от пляски той волны пенятся! Тонут в морюшке корабли, гибнут душеньки неповинные!

Услышав об этом. Садко сломал свои гусли и Черноморец перестал плясать. И сказал Черноморец гусляру, что в награду за свою игру он получит в жены дочь Морского царя — Ильмару.

Сыграли свадьбу. После свадьбы Садко лег спать с Ильмарой, а когда проснулся — оказался на берегу Ильмары— реки, что течет у стен Царьграда. И увидел он, что по реке плывут его корабли. Вот уж дивовались его друзья— корабельщики тому, что Садко оказался в Цареграде впереди их.

И теперь Садко все из века в век прославляют!

Песнь о Садко восстановлена на основе былин о Садко (см. академическое издание «Новгородских былин»), греческих легенд об Одиссее, арабских сказок о Синдбаде-мореходе. Изначально это были малоазийские легенды, после переселений в новые земли у славян спи предания стали связываться с Новгородом Таврическим (Неаполь Скифский в Крыму) и лишь затем с Новгородом Словенским. Наследниками Садко стали Одиссей и Синдбад. Одиссей ходил по тому же Черному морю, что и Садко. И лишь потом (в римское время) его отправили в Средиземное море, а волшебные острова и народы, очень хорошо известные в Черном море, привязали к островам и народам Средиземного моря, из-за чего все смешалось. Одиссей-Садко совершает те же подвиги и бывает к тех же краях, что и аргонавты (а они безусловно ходят в Черном море).

Подробнее об этом рассказано в серии стетей «Гибель Атлантиды» («Наукаи религия» №9-12,1991). Интересно сравнить греческую легенду о Полифеме и русскую сказку о Лихе Одноглазом. Рассказ об огненной лодочке и огненном столпе, по коему Садко сходит в Подводное царство, напоминает уфологические описания. Однако и оно взято из «Новгородских былин».

Современные фольклористы насчитали десятки упоминаний о сказании, посвященном смелому гусляру. Анализ сохранившихся текстов подтверждает – былина о Садко относится к древнейшим эпосам. Произведение причисляется к отдельному виду легенд под названием «Новгородские былины» и повествует о смелости и предприимчивости городского музыканта.

История создания

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имя ученых неизвестно).

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, - сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.

Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и нередко путешествовал по морю.


Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) - не уникален, о чем свидетельствуют схожие сказание других народов мира. У немцев это Зигфрид, у финнов - Вяйнемейнен, у французов – упомянутый ранее Садок и другие.

Биография

Садко вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам – «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.


Единственное, что приносит юноше деньги, – игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.

Биография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.


После третьего концерта из воды выходит морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:

«Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины – золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!»

Все случилось, как и обещал царь. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Нижнем Новгороде.

Тут сказка об удачливом гусляре раздваивается. В оригинальной версии Садко проигрывает в споре. Как бы ни старался купец, с наступление утра Великий Новгород вновь полон товаров, привезенных с разных сторон света.


Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире:

«Не я, видно, купец богат новогородский – побогаче меня славный Новгород».

Существует альтернативный конец эпоса. В нем купец Садко выигрывает спор и скупает все товары Новгорода, в том числе и осколки битой посуды. Время не стоит на месте, дело Садко процветает. Молодой купец закупает корабли и поставляет товар в Золотую Орду. В очередном путешествии на корабли надвигается буря. Знающие моряки утверждают, что необходимо заплатить дань морскому царю, иначе торговый флот потонет.

Садко жертвует собой, чтобы спасти груз и работников. Мужчина попадает в морское царство. Старый знакомый купца рад новой встрече. Царь подводного мира просит героя сыграть на гуслях. За подобными развлечениями проходит время. Понимая, что стал заложником, Садко обращается с молитвой к .


Покровитель путешественников нашептывает герою, как выйти невредимым из сложившейся ситуации. Все сбывается в точности, как предрекал православный святой. Садко притворяется, что сломал гусли. В награду за прекрасную игру морской царь предлагает купцу жениться на одной из трехсот дочерей. Мужчина выбирает в жены младшую - Чернавушку.

На следующее утро Садко просыпается в родном Новгороде. Корабли с товаром дошли до родины без помех. В благодарность за помощь Садко с женой выстраивают церковь Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу).

Экранизации и постановки

В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил . История создания произведения достаточно долгая. Опера выросла из симфонической поэмы, которую композитор написал еще в 1867 году.

В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.


В 1952 году состоялась первая и на данный момент единственная экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, - и - отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».

В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка - простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.


В 2018 году выходит новый анимационный фильм от студии «Мельница». В этой комедии режиссера Виталия Мухамедзянова Садко вновь предстоит совершить морское путешествие.

  • Имя героя пришло на Русь из Персии. Значение имени - царский друг или богатый гость.
  • В ранних сказаниях роль спасителя досталась Поддонной царице. Православный святой не фигурировал в первоначальных вариантах легенды.
  • Советский фильм «Садко» стал основой для американской кинокартины «Волшебные приключения Синдбада». Кинематографисты слегка переправили оригинальный вариант, так как имя былинного героя незнакомо американцам.

Цитаты

«Не волен я в сердце своем. Земной я. Ты уж прости меня, грешного. Что поделаешь - не судьба нам».
«Людей хотим посмотреть, себя показать, торговать с вами хотим».
«У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты».

Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Цитаты былины

«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь»

«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках»

«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.