Презентация о произведение тарас бульба гоголя. Презентация на тему "тарас бульба"

«Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь
патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах
мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую
Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какойнибудь молодой нахал на иномарке, и у ветерана прямо за
рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие
патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по
этому поводу, нивелируется. …На самом деле, патриотизм –
это проявление лучших чувств, которые только есть в
человеке.»
(Игорь Петренко - актер, исполнявший
роль Андрия в кинофильме « ТарасБульба»).

«Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огр

Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь
признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько
возможно надышаться стариной". Соприкосновение с
замечательным гоголевским творением позволило и нам
вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного
времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу
Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя,
"вылетают все те гордые и крепкие, как львы! <…> откуда
разливается воля и козачество на всю Украйну". Хочется
надеяться, что нравственные уроки произведения не
пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить
Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не
знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою
чистейшею нравственностью и что бы могло иметь
сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как
повести г. Гоголя".

О повести Н. В. Гоголя.

События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в
"тяжёлом XV веке", когда "бранным пламенем
объялся древлемирный славянский дух".
В Сечи было множество "закалённых рыцарей",
"опытных партизанов", которые "имели
благородное убеждение мыслить, что... неприлично
благородному человеку быть без битвы".
Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение
эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия
стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве
здесь не все казачество, с его удалью, разгульною
жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и
кровавыми набегами".

Историческая справка

Малороссийские, или украинские,казаки жили по
обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на
округи, или полки, носившие названия по городам
(Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.),
числом до 20. Начальником всего казацкого сословия
был гетман, знаками его достоинства были войсковое
знамя, бунчук, булава и печать.
От украинских, или «городовых», казаков надо отличать
«низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись
никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род
военного братства. На одном из островов располагался
лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки
(или козаки, как они себя называли) в шалашах,
сплетенных из хвороста, обедали за общественными
столами. В Сечь принимался всякий пришелец
православной веры и оставался сколько хотел. Женщины
в Сечь не допускались под страхом смерти.

Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это
были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в
Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с
татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост
российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему.
Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь
усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались
ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких
восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с
поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно,
прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной
жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды
гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638
году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских
панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством
Хмельницкого.
Борьба Запорожцев не была напрасной: она подготовила падение
Польши, присоединение Восточной Руси к России.

В мирное время…

Запорожская Сечь в 15 веке

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного м

… Русь! Русь! Что пророчит сей необъятный простор?
Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись
ему?
Н.В.Гоголь.

Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями

Остап
Андрий

Герои - запорожцы

Моисей Шило
Степан Гуска
Охрим Гуска
Кукубенко
Бовдюг
Балабан

«Нет уз святее товарищества!»

Дерегус М., Тарас Бульба на чолі
війська. Гончар І., Дума про Тараса
«Но не на костер глядел
Тарас,…глядел он,
сердечный, в ту сторону где
отстреливались козаки:…»

Повесь « Тарас Бульба» в живописи.

Тарас над телом убитого
сына. П.П.Соколов 1867

И.Репин « Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

«Тарас Бульба» - поэма о любви к родине.

Домашнее задание

1.По мотивам репинского сюжета сочините для заключительной главы
«вставной» эпизод с новыми персонажами, посмевшими бросить вызов
иноземному владыке, тем самым доказав, что казачий дух сломить
невозможно.
2. Придумать диалоги:
1.
Тарас – воин.
2.
Тарас – отец.
3.
Тарас – защитник Отчизны и веры.

Библиография

http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Taras-Bulba-urok/006-KartinaM.G.Deregusa-1952-god.html
http://900igr.net/kartinki/literatura/Taras-Bulba-urok/011-KartinaM.G.Deregusa-1952-god.html
http://www.3dtotal.ru/pgallery/showimage.php?i=4233
festival.1september.ru›articles/504172/
gogol.ru›gogol/illyustracii_k_proizvedeniyam…
gogol.ru›tags/taras_bulba
3dtotal.ru›pgallery/showimage.php…
ru.wikipedia.org›wiki/Шульга,_Иван_Николаевич





Повесть рассказывает о борьбе украинского народа за свою независимость. В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков – панов. Они превращали крестьян в крепостных, облагали тяжелыми налогами, подвергали суровым наказаниям и даже казнили.












Н.Гоголь с интересом знакомился с историческими сочинениями, летописями, народными песнями и преданиями, в которых нашли отражение эти события. Перед ним вставала живая, яркая история народа, а воображение рисовало вольные степи, могучие характеры, крепкие натуры.






В основе сюжета картины И.Репина лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд 4 прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы отправили султану ответ. Репин изображает их в тот момент, когда они сочиняют свое знаменитое письмо.


Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются над кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их порабощения.. Казаки охвачены единым настроением, единым порывом веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы.
16








История создания повести «Тарас Бульба» История создания повести «Тарас Бульба» Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни! Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!


Запорожская Сечь в повести: Запорожская Сечь в повести: Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные


Образ казаков в повести Образ казаков в повести В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты! В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!




Чем мне понравилась книга Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.


Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси. Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.


А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу. На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.


Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему. Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.


Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?... Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...


«История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин Н.М. Карамзин

Презентация предназначена для учащихся 8 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с творчеством Н.В.Гоголя и на обучение анализу художественного произведения через комментированное чтение. Может быть использована для изучения творчества писателя как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.Курганинска Краснодарского края Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Нодина Надежда Ивановна

Николай Васильевич Гоголь 1809- 1852

Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие". После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. Образование будущего писателя

Литературное наследие Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка» «Майская ночь» «Миргород» «Шинель» «Ревизор» «Мертвые души» «Тарас Бульба»

Н.В.Гоголь о запорожцах В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, с карими очами, с ослепительным блеском зубов, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, - ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев - всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов». Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

Историческая основа повести Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В XVI веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»

Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны.

Будучи верным правде жизни, Гоголь далек от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью. Таково было время, таковы были нравы. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы»

«Тарас Бульба» В повести «Тарас Бульба» опоэтизирована духовная нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».

Вопросы для анализа 1. Какому периоду истории посвященная повесть? 2. Как характеризует писателя создание этого произведения? 3. Как показан быт и обычаи Запорожской Сечи? 4. Чем привлекательны образы запорожцев?

Образ Тараса Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне. Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит в небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и все собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и все, и все!»

« Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»

Последний подвиг Тараса Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил.

Последние слова Тараса Бульбы «- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Остап - истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу - освобождению Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им. Образ Остапа

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

«И повел он очами вокруг себя: боже, все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: - Батько! Где ты! Слышишь ли ты? - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины...»

Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия. Образ Андрия

Андрий и панночка «- А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий,... - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - пввторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

«...в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца. - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.» .

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. - Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Вопросы для анализа 1. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сынов? Как выражает свое отношение к ним? 2. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки приказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор? 3. Как восприняли жизнь и обычаи Запорожской Сечи сыны Тараса? Почему Остап сразу нашел свое место среди козаков, а Андрею было тяжело сблизиться с ними? 4. Как и почему Андрей стал предателем? Допускаете ли вы, что такая судьба постигла бы Остапа?

5. Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрея от руки отца? 6. Изменил ли этот эпизод вашу мысль о них, что сложилась раньше? 7. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца? 8. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? 9. Какой последний подвиг он осуществил?

В.Г.Белинский о повести «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.»

«Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем.» А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении.


Слайд 2

«Тарас Бульба» Историческая повесть

  • История создания повести «Тарас Бульба»

    Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!

    Слайд 5

    Запорожская Сечь в повести:

    Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные

    Слайд 6

    Образ казаков в повести

    В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!

    Слайд 7

    Перед нами вся жизнь казачества – его частный и общественный быт, его жизнь в мирное время, его административный уклад и повседневные обычаи.

    Слайд 8

    Чем мне понравилась книга

    Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.

    Слайд 9

    Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.

    Слайд 10

    А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.

    Слайд 11

    Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.

    Слайд 12

    Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...

    Слайд 13

    «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин

    Посмотреть все слайды