Совокупность популяций разных видов связанных между собой. Основные свойства популяции

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«БИОСФЕРА»

(теоретическая часть)

тесты в форме ЕГЭ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

9 – 11 КЛАСС

подготовила

учитель биологии

Андреева Эльвира Юрьевна

Норильск – 2010

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

    экосистемой 3) биосферой

    ноосферой 4) видом

    изменяет среду их обитания

    гидросферы 3) литосферы

    атмосферы 4) жизни на Земле

    более простые

    биогеоценозом 3) биосферой

    животные 3) грибы

    бактерии 4) растения

    антропогенным 4) биотическим

    тип животного 3) царство

    отдел растения 4) биогеоценоз

    газовая 3) концентрационная

    кислород 3) климат

А. растения Г. бактерии

Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

    создание заповедников

    биогеоценозах 3) биоритмах

    биосферой 3) биосферой

    биогеоценозом 4) заказником

    сокращении биоразнообразия

    К Линнеем 3) В.И. Вернадским

    космической энергии

    энергии Солнца

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

    усилению фотосинтеза

    газовой 4) концентрационной

    заказником 3) сообществом

    агроэкосистемой 4) лесопарком

    газовая 3) запасающая

    химическим 4) биологическим

    заповедниках 3) заказниках

    биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

Г. процесс дыхания

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

    экосистемой 3) биосферой

    ноосферой 4) видом

А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

    абиотические факторы 3) живые организмы

    антропогенные факторы 4) биологические ритмы

А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

    ослабляет конкуренцию между видами

    изменяет среду их обитания

    способствует удлинению цепей питания

    влияет на сезонные изменения в природе

А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

    гидросферы 3) литосферы

    атмосферы 4) жизни на Земле

А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека — :

    применение удобрений 3) эрозия, засоление

    создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

    более простые

    позволяют получить экологически чистую продукцию

    не требует специальных условий

    не требует квалифицированного труда

А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

    биогеоценозом 3) биосферой

    агроценозом 4) опытной станцией

А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

    животные 3) грибы

    бактерии 4) растения

А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

    непериодическим 3) абиотическим

    антропогенным 4) биотическим

А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

    синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

    расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

    тип животного 3) царство

    отдел растения 4) биогеоценоз

А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

    создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

    орошение земель 4) осушение болот

А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

    газовая 3) концентрационная

    окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

    кислород 3) климат

    живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

А. растения Г. бактерии

Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

В. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

    создание заповедников

    расширение площади агроценозов

    повышение продуктивности агроценозов

    борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

    саморегуляции 3) изменения экосистемы

    колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

    биогеоценозах 3) биоритмах

    ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

    защитить биосферу от загрязнения

    повысить продуктивность агроценозов

    ускорить круговорот веществ в биосфере

    замедлить круговорот веществ в биосфере

А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

    биосферой 3) биосферой

    биогеоценозом 4) заказником

А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

    абиотические факторы 3) антропогенные факторы

    ограничивающие факторы 4) живое вещество

А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

    нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

    стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

    создании литосферы 3) создании Мирового океана

    преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

    изменении атмосферного давления

    регулировании численности популяции промысловых животных

    сокращении биоразнообразия

    создании новых сортов растений и пород животных

А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

    круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

    смены экосистем 4) возникновения новых видов

А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

    в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

    по цепям питания 4) со сточными водами

А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

    К Линнеем 3) В.И. Вернадским

    Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

А13. Биосфера существует в основном за счет:

    космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

    внутрипланетарной тепловой энергии

    космической энергии

    энергии Солнца

А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

    высотой полета птиц 3) озоновым слоем

    высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

А. накопительная Г. концентрационная

Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

В. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

    биологическим ритмом 3) саморегуляцией

    круговоротом веществ 4) миграцией атомов

А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

    обмене веществ 3) круговороте веществ

    саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

    усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

    возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

    улучшению минерального питания растений

    гибели лесов в ряде регионов земного шара

    улучшению водного обмена у растений

    усилению фотосинтеза

А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

    окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

    газовой 4) концентрационной

А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

    охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

    отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

    заказником 3) сообществом

    агроэкосистемой 4) лесопарком

А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

    агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

    устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

    газовая 3) запасающая

    концентрационная 4) окислительно-восстановительная

А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

    биотических и химических компонентов

    биотических и мертвых компонентов

    живых и химических компонентов

    биотических и абиотических компонентов

А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

    животных, включая человека 3) растений и человека

    растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

    биохимическим 3) биогеохимическим

    химическим 4) биологическим

А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

    заповедниках 3) заказниках

2) биогеоценозах 4) природных парках

А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

    обмен веществ 3) круговорот веществ

    смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:

А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

Г. процесс дыхания

Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Назовите компоненты и границы биосферы.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

номер вопроса

вариант

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

2. изменяет среду их обитания

1. гидросферы 3) литосферы

1. более простые

1. биогеоценозом 3) биосферой

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

1. тип животного 3) царство

1. кислород 3) климат

А. растения Г. бактерии

Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

1. создание заповедников

1. биогеоценозах 3) биоритмах

1. биосферой 3) биосферой

3. сокращении биоразнообразия

3. космической энергии

4. энергии Солнца

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

4. усилению фотосинтеза

1. заказником 3) сообществом

1. газовая 3) запасающая

1. заповедниках 3) заказниках

2. биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

Г. процесс дыхания

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

1. абиотические факторы 3) живые организмы

2. антропогенные факторы 4) биологические ритмы

А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

1. ослабляет конкуренцию между видами

2. изменяет среду их обитания

3. способствует удлинению цепей питания

4. влияет на сезонные изменения в природе

А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

1. гидросферы 3) литосферы

2. атмосферы 4) жизни на Земле

А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :

1. применение удобрений 3) эрозия, засоление

2. создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

1. более простые

2. позволяют получить экологически чистую продукцию

3. не требует специальных условий

4. не требует квалифицированного труда

А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

1. биогеоценозом 3) биосферой

2. агроценозом 4) опытной станцией

А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

1. непериодическим 3) абиотическим

2. антропогенным 4) биотическим

А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

1. синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

2. расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

1. тип животного 3) царство

2. отдел растения 4) биогеоценоз

А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

1. создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

2. орошение земель 4) осушение болот

А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

1. газовая 3) концентрационная

2. окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

1. кислород 3) климат

2. живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

А. растения Г. бактерии

Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

В. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

1. создание заповедников

2. расширение площади агроценозов

3. повышение продуктивности агроценозов

4. борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

1. саморегуляции 3) изменения экосистемы

2. колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

1. биогеоценозах 3) биоритмах

2. ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

1. защитить биосферу от загрязнения

2. повысить продуктивность агроценозов

3. ускорить круговорот веществ в биосфере

4. замедлить круговорот веществ в биосфере

А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

1. биосферой 3) биосферой

2. биогеоценозом 4) заказником

А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

1. абиотические факторы 3) антропогенные факторы

2. ограничивающие факторы 4) живое вещество

А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

1. нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

2. стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

1. создании литосферы 3) создании Мирового океана

2. преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

1. изменении атмосферного давления

2. регулировании численности популяции промысловых животных

3. сокращении биоразнообразия

4. создании новых сортов растений и пород животных

А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

1. круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

2. смены экосистем 4) возникновения новых видов

А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

1. в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

2. по цепям питания 4) со сточными водами

А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

1. К Линнеем 3) В.И. Вернадским

2. Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

А13. Биосфера существует в основном за счет:

1. космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

2. внутрипланетарной тепловой энергии

3. космической энергии

4. энергии Солнца

А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

1. высотой полета птиц 3) озоновым слоем

2. высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

А. накопительная Г. концентрационная

Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

В. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

1. биологическим ритмом 3) саморегуляцией

2. круговоротом веществ 4) миграцией атомов

А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

1. обмене веществ 3) круговороте веществ

2. саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

1. усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

2. возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

1. улучшению минерального питания растений

2. гибели лесов в ряде регионов земного шара

3. улучшению водного обмена у растений

4. усилению фотосинтеза

А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

1. окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

2. газовой 4) концентрационной

А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

1. охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

2. отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

1. заказником 3) сообществом

2. агроэкосистемой 4) лесопарком

А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

1. агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

2. устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

1. газовая 3) запасающая

2. концентрационная 4) окислительно-восстановительная

А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

1. биотических и химических компонентов

2. биотических и мертвых компонентов

3. живых и химических компонентов

4. биотических и абиотических компонентов

А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

1. животных, включая человека 3) растений и человека

2. растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

1. биохимическим 3) биогеохимическим

2. химическим 4) биологическим

А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

1. заповедниках 3) заказниках

2) биогеоценозах 4) природных парках

А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

1. обмен веществ 3) круговорот веществ

2. смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:

А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

Г. процесс дыхания

Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Назовите компоненты и границы биосферы.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

Номер вопроса

вариант
1,4 2,5 3,6
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
В1 БВДЕ БГД АБГ
|
  • Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  • Поиск на сайте:

    Популяция - совокупность особей одного вида, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и каким-либо образом изолированных от других популяций. Популяция является структурной единицей вида и единицей эволюции.

    Ареал - область распространения популяции.

    В зависимости от величины ареала и характера распространения различают космополитов, убиквистов, эндемиков.

    Космополиты - виды растений и животных, представители которых встречаются на большой части обитаемых областей Земли (муха, крыса).

    Убиквисты - виды растений и животных с широкой экологической валентностью, способны существовать в разнообразных условиях среды, имеют обширные ареалы (тростник обыкновенный, волк).

    Эндемики - виды растений и животных, которые имеют небольшие ограниченные ареалы. Встречаются они на островах океанического происхождения, в горных районах и т.д.

    Показатели популяции бывают статические и динамические. К статическим относят численность и плотность, а к динамическим - рождаемость, смертность, скорость роста популяции.

    Комплекс свойств популяции, направленных на повышение вероятности выживания и оставления потомства, называется экологической стратегией выживания. Выделяют r- стратеги (r- виды, r-популяции) и К-стратеги (К –виды, К-популяции).

    Популяции бывают перманентные (постоянные) и темпоральные (временные).

    Перманентные - популяции, относительно устойчивые в пространстве и во времени, способные к неограниченно длительному самовоспроизведению.

    Темпоральные - популяции неустойчивые в пространстве и во времени, неспособные к длительному самовоспроизведению, с течением времени либо преобразуется в перманентные, либо исчезают.

    По способу размножения популяции делят на панмиктические, клональные и клонально-панмиктические. Панмитические популяции состоят из особей, размножающихся половым путем, для них характерно перекрестное оплодотворение. Клональные полуляции состоят из особей, для которых характерно только бесполое размножение. Клонально-панмиктические популяции образованы особями с чередованием полового и бесполого размножения.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое популяция?

    2. Какие показатели популяции вы знаете?

    3. Что такое экологическая стратегия выживания?

    4. Какие группы популяции вы знаете в зависимости от их характера распространения?

    5. Назовите характерные особенности r- и К- видов.

    6. Какие вы знаете популяции по самовоспроизведению и по способу размножения?

    7. Что такое численность и плотность популяции?

    Тема 1.4 Экология сообществ и экосистем

    Биоценоз (сообщество) – совокупность популяций разных видов обитающих на определенной территории. Понятие «биоценоз» ввел Мебиус (1877). Растительный компонент биоценоза называется фитоценозом, животный – зооценозом, микробный – микробоценозом. Ведущим компонентом в биоценозе является фитоценоз, который определяет каким будет зооценоз и микробоценоз. Различают видовую, пространственную и экологическую структуру биоценоза. Видовая структура – число видов, образующих биоценоз и соотношение их численности или массы.

    Пространственная структура – распределение организмов разных видов в пространстве (по вертикали и по горизонтали).

    Экологическая структура – соотношение организмов разных экологических групп.

    Биотоп – определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания (климат, почва).

    Биогеоценоз – совокупность биоценоза и биотопа. Термин «биогеоценоз» предложен российским ученым В.Н.Сукачевым. Экосистема – система живых организмов и окружающих их неорганических тел, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ. Термин «экосистема» предложил английский ученый А.Тенсли (1935).

    «Экосистема» и «биогеоценоз» - понятия близкие, но не синонимы. Биогеоценоз - это экосистема в границах фитоценоза. Каждый биогеоценоз - это экосистема, но не каждая экосистема - биогеоценоз. Экосистема - понятие более общее. Единая экосистема нашей планеты называется биосферой.

    Типы связей между организмами бывают трофические, топические, форические, фабрические.

    Трофические связи возникают между видами, когда один вид питается другим.

    Топические - проявляются в изменении одним видом условий обитания другого вида.

    Форические - один вид участвует в распространении другого вида.

    Фабрические – один вид использует для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки или даже живых особей другого вида.

    Различают следующие функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты, детритофаги.

    Пищевые цепи бывают двух типов: пастбищные и детритные.

    Пищевые цепы можно представить в виде экологических пирамид: пирамида чисел (пирамида Элтона), пирамида биомасс, пирамида энергии (продукции).

    Биологическая продукция (продуктивность) - прирост биомассы в экосистеме, созданной за единицу времени.

    Биологическая продуктивность бывает первичная и вторичная. Первичная делится на валовую и чистую. Масса организмов определенной группы или сообщества в целом называется биомассой.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определения понятий биоценоз, биотоп, биогеоценоз, экосистема.

    2.В чем отличие понятий биогеоценоз, экосистема?

    3. Какие структуры биоценоза вы знаете? Охарактеризуйте их?

    4. Какие различают типы связей между организмами?

    5. Какие различают взаимоотношения между организмами?

    6. Какие выделяют типы пищевых цепей?

    7. Какие типы экологических пирамид выделяют?

    Популяция - это совокупность особей одного вида, способная к самовоспроизведению, более или менее изолированная в пространстве и во времени от других популяций того же вида. Популяции состоят из одновидовых организмов, совместно населяющих определённые участки и связанных между собой различными взаимоотношениями, которые обеспечивают им устойчивое существование в данной природной среде.

    Популяции - основные элементы экологических систем, представляющих совокупность совместно обитающих организмов разных видов и условий их существования. Составляющие популяцию организмы связаны друг с другом различными взаимоотношениями: они совместно участвуют в размножении, могут конкурировать друг с другом за те или иные виды ресурсов, могут поедать друг друга или вместе обороняться от хищника.

    Популяция – это совокупность особей одного вида, способная к самовоспроизведению, более или менее изолированная в пространстве и во времени от других аналогичных совокупностей того же вида .

    Популяция обладает биологическими свойствами, присущими составляющим ее организмам, и групповыми свойствами, присущими только популяции в целом. Как и отдельный организм, популяция растет, дифференцируется и поддерживает сама себя. Но такие свойства, как рождаемость, смертность, возрастная структура, характерны только для популяции в целом.

    При описании популяций используют две группы количественных показателей: статические, характеризующие состояние популяции в какой-то определенный момент времени, и динамические, характеризующие процессы, протекающие в популяции за некоторый промежуток времени. Общая численность популяции выражается определенным количеством особей. Для ее оценки применяются различные методы. Если речь идет о крупных и хорошо заметных организмах, применяется аэрофотосъемка. В других случаях применяется метод мечения. Животных ловят, метят и отпускают обратно в природу. Через некоторое время производят новый отлов и по доле меченных животных определяют численность популяции.

    В биотических сообществах каждая популяция играет отведённую ей роль, составляя вместе с популяциями других видов некое природное единство, развивающееся и действующее по своим законам. Именно благодаря функционированию популяций создаются условия, способствующие поддержанию жизни на нашей планете. Занимая то или иное пространство, строя убежища, перемещаясь, используя те или иные виды пищи, популяции каждого вида определённым образом воздействует на окружающую природу. От популяций зависит круговорот веществ, энергетический обмен между живой и неживой природой. Совместная деятельность популяций определяет многие важные свойства биотических сообществ и экологических систем.